Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Метадычныя рэсурсы

Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни. Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации. Термин «технология визуализации учебной информации» был предложен Лаврентьевым Г.В. и Лаврентьевой Н.Е. Расширяя границы данной технологии, они понимают под визуализацией не только знаковые, но и некоторые другие образы «визуализации», выступающие на первый план в зависимости от специфики изучаемого объекта. Это могут быть точка, линия, форма, тон, цвет, размер, масштаб.

Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике.

Визуализация ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

Учеными доказали, что человек более 80% информации воспринимает визуально. Казалось бы, клиповое мышление, о котором сегодня говорят психологи, должно было обусловить «прозрение» современного человека, однако практика показывает, что всё это привело к возникновению своеобразного «визуального хаоса». В последнее время даже возникает такой термин, как «мозаичная культура» - культура, которая «воспринимается человеком почти непроизвольно, в виде кусочков, выхватываемых из омывающего человека потока сообщений». Причем отрицается ценностное значение визуального образа, основанного на переживание личностного смысла.

    Другими словами, информационная насыщенность не привела к усвоению учебной информации. Поэтому необходимы такие средства обучения, которые способствовали бы работе с большим объемом информации.

По данным психологов, новая информация усваивается и запоминает лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти, следовательно, представление учебного материала в структурированном виде позволяет быстрее и качественнее усваивать новые системы понятий, способы действий.

Реальная жизнь требует использование таких технологий, которые способствовали бы преодолению «визуального хаоса» и позволили бы решить целый ряд педагогических задач:

  • обеспечение интенсификации обучения,
  • активизация учебной и познавательной деятельности,
  • формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий,
  • передача знаний и распознавания образов,
  • повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.

        Эти задачи способна «решить» технология визуализации учебного материала.

Технология визуализации учебного материала перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая возникла в конце ХХ в. в США. Эта концепция основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях все более «визуализирующего» мира и увеличения информационной нагрузки. Теоретические основы визуализации отражены также в работах В.В. Давыдова, В.Ф. Шаталова (теория опорных сигналов), П.М. Эрдниева (теория укрупнения дидактических единиц), А.А.Вербицкого, психологов Р.Арнхейма и В.П.Зинченко и др.

Методологический фундамент технологии визуализации учебной информации опирается на два принципа: принцип системного квантования и принцип когнитивной визуализации.

В первом случае это знаковые системы: языковые; символические; графические. Всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста – это как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала. При необходимости человек может восстановить, «развернуть» весь текст. Закономерности здесь следующие: Закономерности: учебный материал большого объема запоминается с трудом; учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается; выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию.

Во втором эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. К процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. «Опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний. В школьном образовании применяются самые разные виды наглядности. Использование наглядных средств не должно сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а быть органичной частью познавательной деятельности учащихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

          Данная технология опирается на психологические особенности мышления, что обеспечивается следующими техниками визуализации.

          Таймлайн (англ. timeline – «линия времени»). Временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Используется: ‒ работа с биографиями или творчеством писателя; ‒ формирование у учащихся системного взгляда на исторические процессы; ‒ управление проектами (помогают видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания).

          Интеллект-карта. Графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. Формы: ментальная карта; диаграмма связей; карта мыслей, ассоциативная карта, mind map. Используется: ‒ инструмент для структурирования идей; ‒ планирование времени; ‒ запоминание больших объемов информации; ‒ проведение мозговых штурмов

Ментальная карта – способ развития визуального восприятия, визуального воображения. Это инструментарий для отображения в виде схем мыслей, планов, действий. Он позволяет не только фиксировать уже имеющуюся информацию, но и развивать мысль, визуализировать мышление. Прием разработан психологом Тони Бьюзеном. Обладанием навыком использования ментальных карт позволяет эффективнее запоминать и обрабатывать информацию.

Визуальная система координат – авторский вариант ментальной карты. Помогает работать с таким понятием, как «хронотоп» (художественное время), например, в произведении М. Булгакова «Мастер и Маргарита», дать оценку истинным и ложным ценностям в художественном произведении.

Гугл-карта –это не столько приложение, сколько прием, способствующий сжатию информации (при изучении биографии поэта или писателя, при изучении хронотопа (художественного пространства) и ее развертыванию.

Скрайбинг – создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл лекции или презентации более понятным. Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык.

Кроссен  «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей. Задача: составить ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Суть приема в том, чтокартинки, ушедшие с поля зрения, тут же забываются. «Умные картинки» кроссенса устроены по-другому: Они возникают пошагово, постепенно дополняя смыслы. В поле зрения учеников остаются визуальные образы. Кроссенс можно усложнить. За каждой картинкой может содержаться информация, изучив которую, дети будут готовы создать ассоциативную цепочку.

Инфографика. Графический способ подачи информации, данных и знаний. Принципы: содержательность; смысл; легкость восприятия; аллегоричность. Формы: таблицы, диаграммы, графические элементы. Графическое представление информации как способ общения между людьми, передача смысла сложных явлений и понятий в виде картинок использовались человеком с давних времен: это и наскальная живопись, и древнеегипетские иероглифы. Хорошо иллюстрированные таблицы на страницах учебных пособий и карты ‒ образцы учебной инфографики. Технологию опорных конспектов В.Ф.Шаталова по формальным признакам можно сравнить с инфографикой. В основу методики положено развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала, а также сжатое изложение учебного материала по опорному плакату: озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними. Смысл опорных сигналов был известен лишь участникам образовательного процесса. Любая опорная схема – прием концентрации внимания на тексте, проблеме, регулятор погружения в ткань повествования. Это одно из активных деятельностных средств при работе с текстом, так как помогает учащимся разобраться в содержании произведения. Схемы, построенные при изучении произведения, помогают систематизировать материал и подготовить ученика к написанию сочинения. Основная функция инфографики – информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.

Методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием. Учащимся предлагаются задания, направленные на: анализ информации; сопоставление приведенных фактов; формулировка выводов; обобщение и постановка вопросов к представленной информации; задания на функциональное чтение.

Подбирая (создавая) инфографику для включения в урок, педагог должен ответить на вопросы: 1.Как я отношусь к содержанию материала, какие центральные факты, идеи, аргументы, процессы, процедуры я хочу, чтобы ученики поняли? 2.Какая схема поможет лучше организовать материал и наполнить его смыслом? 3.Какой вид визуального организатора поможет ученикам в анализе и осмыслении содержания? 4.Какие надо поставить вопросы, как организовать актуализацию субъектного опыта по теме для активизации мышления учеников?

Кроме того, в рамках данной технологии можно назвать следующие приемы:

Прием «Образ и мысль» основан чувственно-эстетическом восприятии произведения искусства. Это стратегия вопросов, помогающих раскрыть суть картины, своеобразный диалог с ней: что вы видите? Кто видит что-то другое? Где находился художник? Какое у него было настроение? Как, по-вашему, называется картина? Это способ развития образного мышления посредствомпроникновения в суть картины. Авторский прием «Оживление картины» помогает глубже понять ее содержание: можно предложить детям представить себя в роли героев картины. Герои могут задавать друг другу вопросы, спорить, искать пути решения проблемы. К примеру, при работе над произведением А.С.Пушкина «Станционный смотритель» можно работать с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Вопрос к отцу: что вы чувствовали, когда сын решил уйти от вас? Когда вернулся? Вопрос к сыну: что вы почувствовали, когда увидели отца?

Кроссен  «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей. Задача: составить ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Суть приема в том, чтокартинки, ушедшие с поля зрения, тут же забываются. «Умные картинки» кроссенса устроены по-другому: Они возникают пошагово, постепенно дополняя смыслы. В поле зрения учеников остаются визуальные образы. Кроссенс можно усложнить. За каждой картинкой может содержаться информация, изучив которую, дети будут готовы создать ассоциативную цепочку.

Прием ассоциаций – прием, основанный на «связи между отдельными представлениями, при котором одно из представлений вызывает другое». Данный прием позволяет работать с цветописью на уроках литературы. Так, при изучении стихотворения С. Есенина «Осень» можно предложить учащимся работу с ассоциациями к цветовым эпитетам («рыжему», «синему», «красному»). Прием не только развивает образное мышление, но и позволяет понять символику произведения. подтекстовую информацию.

Фоноспектограмма прием, разработанный А.П.Журавлевым. Он предположил, что не только слова, но и звуки обладают цветом: а – красный, и – синий, о – желтый и т.д. Этот прием позволяет увидеть «цветную музыку» стихотворения. Например, в поэме А.Блока «Двенадцать» первые строки стихотворения окрашены в спокойные цвета. К середине поэмы происходит нагнетание красного (тревожного) цвета и черного (темно-синего).Красный – это цвет боевых знамен революции, победно развевающихся над идущими «державным шагом» красногвардейцами, цвет «мирового пожара». Блок воспринял революцию как разрушительную стихию, пришедшую на смену обветшалой культуре. Гибель старой культуры, цивилизации, всего старого мира. Но А. Блок верил в революцию, в то, что ее участники сумеют преобразовать мир. Эта надежда воплощена в желтом цвете (преобладает в последних строках поэмы), который всегда был символом духовности, света. Именно в последних строках появляется Образ Иисуса Христа – вестника нового мироустройства.

Эти приемы можно использовать на разных этапах урока. Важно помнить, что данные приемы не самоцель, а средство достижения результата. Они способствуют не только умению работать с большим объемом информации, но и умению порождать новые визуальные образы и их вербализации.

Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.

Полезные ссылки:

Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения. Методика использования инфографики

 Визуализация учебной информации (Сорока О.Г., Васильева И.Н.)

  • 1. Арленк, Р.В. Психология: В защиту визуального мышления. Новые очерки по психологии искусства (пер. с англ. В.Н. Самохина) [Текст] / Р.В. Арленк; М.: «Прометей», 1994. - 83 с.
  • 2. Арнхейм, Р.Г. Искусство и визуальное восприятие (сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В.П. Шестакова) [Текст] / Р.Г. Арнхейм; М.: «Прогресс», ПНЦ РАН, 2000. - 64 с.
  • 3. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асламов; М.: 1995. - 375 с.
  • 4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский; М.: 1977. - 204 с.
  • 5. Барышкин, А.Г. Основные параметры визуализации учебной информации [Электронный ресурс] / А.Г. Барашкин, Н.А. Резник. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/278/37278, свободный.
  • 6. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика [Текст] / С.Я. Батышев: М.: 1997. - 122 с.
  • 7. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие [Текст] / В.С. Безрукова; Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 61 с.
  • 8. Белавина, И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр [Текст] / И.Г. Белавин; М.: 1993. - 432 с.
  • 9. Беспалько В.П. Педагогика: Современные образовательные технологии [Текст] / В.П. Беспалько; Учебное пособие. М.: «Мир» 1989. -192 с.
  • 10. Блейк, С. Педагогика: Использование достижений нейропсихологии в педагогике США [Текст] / С. Блейк, С. Пейп, А. М. Чошанов; Рос. акад. наук, 2004. - 90 с.
  • 11. Боумен, У. Графическое представление информации [Текст] / У. Боумен; М.: «Мир», 1971. - 102 с.
  • 12. Братко, И. Программирование на языке Пролог для искусственного интеллекта [Текст] / И. Братко; М.: «Мир», 1990. - 134 с.
  • 13. Визуализация учебной информации с применением информационных технологий на примере визуализации философских категорий [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://wiki.nnspu.ru/index.php/Визуализация_учебной_информации_с_применением_информационных_технологий_на_примере_визуализации_философских_категорий, свободный.
  • 14. Власенко, Т.В. Технология визуализации учебной информации. [Электронный ресурс] / Т.В. Власенко. - Режим доступа: http://gendocs.ru/v14318/реферат_технология_визуализации_учебной_информации, свободный.
  • 15. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие [Текст] / П.Я. Гальперин; М.: 1985. - 115 с.
  • 16. Глезер, В.Д. Информация и зрение [Текст] / В.Д. Глезер, И.И. Цуккерман; М.: «Слово», 1961. - 40 с.
  • 17. Говоркова, О.Ф. Опыт изучения некоторых интеллектуальных умений [Текст] / О.Ф. Говорков; М.: 1962. - 123с.
  • 18. Гольдштейн, Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР [Текст] / Г.Я. Гольдштейн; Монография, Таганрог «ТРТУ», 1989. - 235 с.
  • 19. Гурьева, А.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты [Текст] / А.П. Гурьева; С.П. ред. Дом. «Мир». 1993. - 434 с.
  • 20. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдова; М.: 1996. - 431 с.
  • 21. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст] / А.Б. Добрович; М.: 1987. - 453с.
  • 22. Загумённовый, Ю.Л. Европейские подходы к оценке качества образования и их сравнение с Республикой Беларусь [Текст] / Ю.Л. Загумменовый, Л.В. Щелкович; Беларусь: НИО, 2005. - 30 с.
  • 23. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков; М.: 1990. - 321с.
  • 24. Ильясов И.И. Структура процесса учения [Текст] / И.И. Ильясов; М.: Изд-во МГУ, 1986. - 199 с.
  • 25. Инновационные обучающие технологии как интегративно-комплексное средство интенсификации учебно-познавательной деятельности студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gendocs.ru/v5322/реферат_инновационные_обучающие_технологии_как_интегративно комплексное_средство_интенсификации_учебно-познавательной, свободный.
  • 26. Информация и ее приемы Статья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studmed.ru/referat-tehnologiya-vizualizacii-uchebnoy-informacii_35f89d2552b.html, свободный.
  • 27. Кабалоев, Н. А. Дидактический потенциал компьютерной визуализации учебной информации. [Электронный ресурс] / Н. А. Кабалоев. - Режим доступа:http://chb.ito.edu.ru/2012/section/189/93497/, свободный.
  • 28. Как быстро и эффективно усвоить знания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/files/common/howquick/, свободный.
  • 29. Калмыкова З.И. Педагогика: Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З.И. Калмыкова; М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

 

БИБЛИОТЕКИ 

Библиотеки и книжные магазины Сети (http://mvbooka.narod.ru) Библиофилы и библиоманы начинают знакомиться с Сетью именно с этого каталога. 
Библиотека Мошкова (http://lib.ru) Крупнейшая библиотека электронных тестов в России. 
Вся электронная документация (http://www.emanual.ru) Компьютерная литература, руководства, учебники, документация — в электронном виде. 
Энциклопедии online (http://www.encyclopedia.ru) Библиотека одного из крупнейших энциклопедических порталов.
Библиотека ComplexSystems (http://www.complexsvstems.net/dictionaries/) Интернет-портал английского языка. Электронные версии более 1500 энциклопедий, словарей, тезаурусов.


МАТЕМАТИКА 

Народный математический портал (http://mathinbooks.narod.гu) Справочники и учебники по всем разделам математической науки. 
Сайт элементарной математики (http://www.mathnet.narod.ru) Сайт для всех, кто интересуется элементарной математикой: школьников, абитуриентов, слушателей подготовительных курсов, студентов педагогических вузов и учителей. 
Задачи конкурсных экзаменов по математике (http://nischool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm) Отличный веб-справочник для любителей «погрызть гранит науки». 
Математические олимпиады (http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm) «Копилка» конкурсных задач и их решений, расписания Олимпиад по математике, полезные ссылки. 
Бесплатные обучающие программы по математике (http://www.historv.ru/freemath.htm) одборка из нескольких десятков программ для школьников и студентов. Для подготовки к экзаменам .
Математика Онлайн (http://mathem.hl.ru) На данном сайте вы можете найти формулы по математике, геометрии, высшей математике и т. д. Также здесь есть справочная информация по математическим дисциплинам и интересные статьи.
Поиск научной информации в Интернете (http://www.scintiiic.narod.ru) Крупнейший каталог ссылок на научные ресурсы Сети.
Решение задач по высшей математике (http://www.bigmatematik.narod.ru) Помощь в решении задач для школьников и студентов. 
Решебник.Ру (http://www.reshebnik.ru) Этот сайт призван помочь студентам первого и второго курсов технических вузов, изучающих высшую математику. 
МатТест (http://www.mathtest.ru) Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online). 
Universal Math Solver (http://www.umsolver.com) Это программа, о которой мечтают все школьники и студенты. UMS решает и объ ясняет решение любого примера, взятого из любого учебника, задачника или просто придуманного Вами. UMS умеет говорить и молчать (по Вашему желанию) на двух языках: русском и английском. 
Exponenta.Ru (http://www.exponenta.ru) Специализированный портал для пользо вателей математического софта. 
Университетская математическая школа (http://fizmatclass.ru) Подготовительные курсы на различные факультеты МГУ для учащихся 6-11 классов; компьютерные курсы; репетиции вступительных экзаменов и тестов; олимпиады по четырем предметам, обучающие онлайн-игры. 
Математика и программирование (http://www.mathprog.narod.ru) Сайт для школьников, абитуриентов, студентов и учителей. 
Московский центр непрерывного математического образования (http://www.mccme.ru) Библиотека методических материалов, курсы, тестирование, помощь абитуриентам. 

РУССКИЙ ЯЗЫК 

Форум «Говорим по-русски» (http://www.speakrus.ru) Форум передачи «Говорим по-русски» на радио «Эхо Москвы». Все о русском языке. Бесплатные словари для скачивания, частые вопросы и ответы.
Грамота.Ру (http://www.gramota.ru) Справочно-информационный портал по русскому языку. Новости, онлайновый словарь, Справочно-информационная сис тема «Русский язык», учебные пособия. 

БИОЛОГИЯ 

Базовые основы биологии (http://www.mediaterra.ru/project/biology/) Ресурс предназначен для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений, а также абитуриентов, которые готовятся для поступления в вузы по специальностям биология, медицина, сельское и лесное хозяйство и т. п. Школьники найдут ответы на все вопросы по ботанике и зоологии, которые предусмотрены государственным стандартом Российской Федерации для средней школы.
Изучаем биологию (http://learnbiology.narod.ru) Статьи и ссылки по общей биологии. 
Зооклуб (http://www.zooclub.ru) Все о животных! В числе прочего на сайте имеется обширная коллекция рефератов по биологии. 
База знаний по биологии человека (http://obi.img.ras.ru) Все о человеке: проект ИМГ РАН. 
КЮБЗ (http://www.zoo.ru/moscow/area_r24.htm) Кружок Юных Биологов при Московском Зоопарке. 
Живые существа (http://livingthings.narod.ru) Электронная иллюстрированная энцикло педия по биологии. Несколько тысяч фото графий различных представителей живого мира. 
Биология в Интернете (http://www.benran.ru/En/BIOINT.HTM) Подборка научных и справочных ресурсов по биологии. 
В тайгу с зоологами (http://www.vtaigu.chat.ru) Сайт организаторов зоологических экспедиций. 
БиоДан (http://www.biodan.narod.ru) Биологические новости. Самое интересное в биологии. 
Все для учителя биологии (http://bio.lseptember.ru) Электронная версия газеты «Биология», сайт для учителей. 
Шпора? Да! (http://shpora-da.narod.ru/biologv-russian.htm) Коллекция «шпаргалок» по биологии. 
Проверь себя! (http://www.bio.msu.ru/biotest.html) Онлайн-тесты по биологии на сервере Биологического факультета МГУ. 

ГЕОГРАФИЯ И ГЕОЛОГИЯ 

Гео-Тур — сайт, посвященный географии! (http://geo-tur.narod.ru) На этом сайте Вы познакомитесь с Геогра фией стран мира, узнаете их экономико-географическое положение, климат, состав и численность населения, столицы го сударств, послушаете национальные гимны стран, познакомитесь со структурой народного хозяйства, посмотрите фотографии из самых красивых мест нашей планеты. Также Вашему вниманию Семь чудес света: подробное описание с фотографиями; Великие географические открытия — информация о путешественниках и мореплавателях. Для вас предлагаются политическая карта мира, карты государств и карты материков и частей света. Также Вы узнаете о самых больших географических объектах на Земле и многое другое… 
Виртуальное методическое объединение учителей географии (http://schools.techno.ru/szo/vmoug/) ВМОУГ — это профессиональное сообщест во учителей географии, единое образовательное пространство, предоставляющее максимальные возможности для обмена информацией, опытом, повышения профессионального уровня, для наиболее полного использования образовательного потенциала учителя в современном неоднородном обществе. ВМОУГ — это и веб-сайт, и управляемый лист рассылки, которые помогут учителям поделиться опытом, а ученикам поучаствовать в телекоммуникационных проектах по географии. 
География на портале «1 Сентября» (http://geo.lseptember.ru) Электронная газета «география», сайт для учителя «Я иду на урок географии». 
География.Ру (http://www.geografia.ru) Независимый сайт Российского Имперского Географического Общества. Для современных Паганелей и пятнадцатилетних капитанов. 
ГеоПорт (http://www.geoport.ru) Географический портал. Информация, представленная на портале, делится на три категории: Краткие и аналитические справки по представленным рубрикам. Ссылки на сайты и страницы Интер нета, соответствующие содержанию представленных рубрик. Новостной раздел по каждой из описываемых стран. Портал предоставляет возможность осуществлять поиск по всем располагаемым на нем материалам. 
Страны мира (http://www.countries.ru) Максимум информации по любой стране мира! Отчеты о путешествиях, статистика, история и многое другое. 
Учебно-методическая лаборатория географии (http://geo.metodist.ru) Проект Института Открытого образования. Сайт дистанционного обучения школьников. 
Всемирная география (http://www.wgeo.ru) На сайте можно найти информацию о странах и городах, материках и океанах, населении и территории планеты Земля. Выбрав страну, вы сможете узнать ее географическое положение, информацию о территории и населении, языке и валюте, время в столице и территориальное устройство, а также карту, флаг, герб и многое другое. Все данные можно увидеть в виде удобных таблиц. Отдельный раздел сайта занимает география Российской Федерации, где собрана информация о каждом регионе. 
Межрегиональная ассоциация учителей географии России (http://geo.mes.ru/russian/) 

ФИЗИКА 

Физика.Ру (http://www.fizika.ru) Сайт для учащихся и преподавателей фи зики. Учебники, тесты, полезные советы абитуриентам. 
Физика для абитуриентов (http://www.abitura.com
Сайт www.abitura.com — для абитуриен тов, для выпускников школы, для тех, кто собирается поступать в вузы, где требуется хорошее знание физики. Это физфак МГУ и других университетов, МФТИ и инже нерные вузы с серьезной физикой — МИ ФИ, МГТУ им. Баумана, МЭИ и родствен ные им вузы. 
Реальный центр открытого образования физического факультета СПбГУ(http://www.phvs.spb.ru/School/) Бесценный ресурс для школьников (как, впрочем, и для учителей). Мультимедиа-учебники, тесты, коллекция ссылок. 
Физика для всех (http://www.webphvsics.ru) Портал для всех любителей физики. Новости, онлайн-тестирование, исторический справочник и многое другое. 
Энциклопедия «Физика в Интернете» (http://www.nsu.ru/materials/ssl/text/encyclopedia/) Отлично структурированный каталог рос сийских и мировых физических ресурсов, составленный Игорем Ивановым. 
Физика в анимациях (http://physics.nad.ru/phvsics.htm) Подборка анимационных роликов, иллюстрирующих различные физические процессы. Описание самых красивых физических экспериментов. 
Физико-математический журнал «Квант» (http://kvant.mccme.ru) Электронная версия лучшего журнала по физике и математики. Полный архив публикаций начиная с 1970 г.! 
Научно-образовательный сервер по физи ке (http://phys.web.ru) Мощный физический портал для школь ников, студентов.  Новости, популярные статьи, лекции, дипломы, библиография... словом, все, что может пригодиться. 
ФИЗЛЭШ (http://fizlesh.msk.ru) Сайт Физического Отделения Летней Школы «Исследователь». Прежде всего, ЛЭШ — это место, где каждый* может попробовать себя в качестве ученого-исследователя (исследовательские работы на ЛЭШ). Это — месяц вдали от телевизора, на природе, в условиях, близких к походным. Это общение с незаурядными личностями. На ЛЭШ проходит до 100 факультативных курсов (от бисероплетения и ролевых игр до Фурье-анализа и нейронных сетей). Проводится 4 цикла лекций, читаемых преподавателями и студентами ведущих московских вузов (МФТИ, МГУ и др.) 
Физика для школ через Интернет (http:// www.spin.nw.ru) Интересный сайт, созданный преподавателями Санкт-Петербургского университета. 

МУЗЫКА 

Zvuki.Ru (http://www.zvuki.ru) Крупнейший музыкальный портал Рунета. 
Библиотека Музыкальных Текстов (http://www.lvrics.ru) Тексты песен популярных российских и западных исполнителей. 
Мир классической музыки (http://cl.mmv.ru) Один из ведущих проектов о классической музыке в Рунете: биографии, оркестр, ссылки, юмор, mр3. 
MusicLand (http://www.musicland.ru) Каталог музыкальных ресурсов Сети. 
Портал Интеллектуальной Музыки (http://www.pfmusic.com) Нью-эйдж, электроника, эмбиент, арт-рок и другая серьезная музыка — для серьез ных слушателей. 
AllMusic (http://www.allmusic.com) Крупнейшая онлайновая энциклопедия, посвященная музыке. 

ХИМИЯ

Алхимик (http://www.alhimik.ru) АЛХИМИК — ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений. Он расскажет, где «учат на химика» и как сдавать экзамен по химии, познакомит с виртуальным репетитором, поведает о новинках книжного рынка, учебниках и пособиях по химии, проведет экскурсию в свой исторический музей — Кунсткамеру. А там, кроме всяких диковин из хими ческого мира, есть Читальный зал, Полезные советы, эффектные опыты, химичес кие новости, виртуальный репетитор, кон сультации, казусы и ляпсусы. 
Химическая Информационная Сеть (http://www.chem.msu.su) Справочный ресурс химического факультета МГУ. Сеть основывается на совокуп ности информационных ресурсов по хи мии (образование, наука, технология), распределенных на WWW-серверах в пре делах российской части сети Интернет. Сеть предназначена решить проблему быс трого и надежного доступа к отечествен ным и зарубежным информационным ре сурсам по химии. 
Органическая химия (http://formula44.narod.ru) Вы найдете абсолютно всю информацию о всех органических соединениях, изучае мых школьниками в 10 классе. Здесь Вы найдете полезные сведения о великих уче ных, которые внесли ощутимый вклад в развитие органической химии, у нас представлены лишь самые известные ученые, как России, так и других стран. Если после прохождения курса Вы почувствовали, что в Вас проснулся великий ученый и Вы готовы покорять склянки и колбы, то Вам необходимо проверить свои знания и решить пару тестов, представленных в одноименном разделе. 
Химия — школьная энциклопедия (http://www.chemistryenc.hll.ru) Сайт содержит основной материал из школьного курса по химии. На сайте Вы ; можете прочитать статьи по каждому из изучаемых понятий, посмотреть иллюстрации и анимации к ним. Для удобства на вигации статьи разбиты по разделам: «Органика», «Неорганика», «Общиепонятия» и «Учёные». Приглашаем Вас посетить раздел «Таблицы», где собраны справочные данные курса, и раздел «Решение за дач», в котором приведены схемы решения основных типов задач, разбираемых в школе. Вы также можете воспользовать ся системой поиска по сайту для быстрого нахождения нужных Вам сведений. 
Российская дистанционная олимпиада школьников по химии (http://www.pxty.ru/olimpiada/) 
Мир Химии (http://chemistrv.narod.ru) Маленький, но интересный сайт. Информация по всем областям химии. 
Химический Софт (http://chemicsoft.chat.ru) Подборка из более чем 200 программ по химии для школьников, преподавателей и студентов. 
Основы химии (http://www.hemi.nsu.ru/) Образовательный сайт для школьников и студентов. Электронный учебник, созданный как для начинающих химиков, так и для выпускников школ и абитуриентов. Он может быть полезен и студентам, только приступающим к изучению основ химии в вузе. 
Уроки по химии для школьников (http://chemistry.r2.ru) Уроки, упражнения, контрольные, реше­ния — вся школьная программа по химии на одном сайте! 
Репетитор по химии (http://chemistry.nm.ru) Здесь вам помогут подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам, успешно пройти Централизованное тестиро вание и Единый Государственный Экзамен по химии. 
Покорение вещества (http://vo.spb.ru) Занимательные опыты по неорганической химии. 
Журнал «Химия и жизнь» (http://www.hij.ru) Электронная версия знаменитого популяр ного журнала

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ 

Бесплатные курсы английского языка (http://www.learn-some-english.com
Study.Ru (http://www.study.ru) Все для изучающих английский. Новости, обзоры курсов, каталог ссылок, тестирование. 

ЛИТЕРАТУРА 

Все сочинения (http://www.allsoch.ru) Более 6500 сочинений и рефератов. 
Классика.Ру (http://www.klassika.ru) Библиотека русской классической литературы. 
Все для учителя литературы (http://lit.lseptember.ru) Литература на портале «1 сентября» -- электронная версия газеты «Литература», сайт для учителей. 
Litra.Ru (http://www.litra.ru) Поиск сочинений на любые темы. Краткие содержания произведений школьной программы. Готовые домашние задания, подготовка к экзаменам. 

ИНФОРМАТИКА 

Дидактические материалы по информатике (http://comp-science.narod.ru) Подготовка к Олимпиадам по программированию, задачи, дидактические материалы. 

Раздзелы сайта