Как готовиться к олимпиадам?
Олимпиада – это возможность показать свои знания.
Олимпиада - это интеллектуальный спорт.
Олимпиада- это психологическое напряжение и стресс.
Как и в любом виде спорта, чтобы достичь результатов, победить, нужно тренироваться. Каким образом? Для этого существуют не только дополнительная литература, книги, но и специальные занятия, где учатся применять приобретенные знания в решении практических задач, и тренировочные сборы в лагерях — в них ребята развивают и углубляют свои знания, учатся мыслить и искать решения. Кроме того для победы необходимо помнить, что стресс, который испытывает участник олимпиады – это нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но следует помнить, что эмоциональное перенапряжение зачастую оказывает обратное действие. Поэтому необходимо соблюдать режим дня, использовать специальные упражнения для снятия напряжения.
Участникам олимпиад следует помнить:
- Нужно ставить перед собой цель, которая вам по силам. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Необходимо заблаговременно ознакомиться с правилами и процедурой олимпиады, это снимет эффект неожиданности.
- Начинайте готовиться к олимпиаде заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
- Если очень трудно собраться с мыслями, постарайтесь запомнить сначала самое легкое, а потом переходите к изучению трудного материала.
- Подготовка к олимпиаде требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Последние 24 часа должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
- Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
- Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад, полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай, но нельзя переедать.
- Соблюдайте режим сна и отдыха.
Рекомендации по заучиванию материала
Заучиваемый материал рекомендуется повторять сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Рекомендации по гимнастике для мозга
Упражнение поможет повысить уровень внимания, придать тонус мыслительным процессам и вообще мозговой деятельности.
«Крюки Деннисона» (выполняются сидя или стоя, способствуют снижению уровня напряжения, стресса, тревожности, помогает сосредоточиться и довести дело до конца).
1) Ноги перекрести. 2) Вытяни руки вперед, сложи пальцы рук в замок и прижми к груди (пальцы не отпускаем). 3) Рот закрыт, язычок упирается в нёбо. 4) Закрытые глаза «смотрят» вверх. Голова при этом не поднимается.
Рекомендации по снятию стрессового напряжения
Упражнение «Успокаивающее дыхание»: медленный глубокий вдох через нос, пауза в полвдоха, затем выдох длительностью в 2 вдоха. Эффект дают 4-5 тактов дыхания.
Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цвето» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.
Как вести себя во время олимпиады:
- Перед олимпиадой обязательно выспитесь.
- Одежду, письменные принадлежности, «талисман» – приготовьте заранее, в день перед олимпиадой. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка, ластик, носовой платок. Одежду лучше подобрать спокойных тонов.
- За день до олимпиады желательно ничего не учить. Необходимо дать отдохнуть организму.
- Слушайте преподавателя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов.
- Не те! Читайте задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что задание поймете по первым словам, а концовку придумаете. Но помните, что время регламентировано.
- Просмотрите все вопросы и начните с тех, в ответах которых не сомневаетесь. Так можно успокоиться и войти в рабочий ритм.
- Действуйте методом исключения! Последовательно исключайте те ответы, которые явно не подходят.
- Если же сомневаетесь в правильности ответа, сложно сделать выбор, можно довериться интуиции.
- Оставьте время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Педагог-психолог Сагина З.В.