Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Крызісныя перыяды ў жыцці дзіцяці

 Особенность психологии людей и суть их личной жизни состоит в том, чтобы преодолевать противоречия внешнего и внутреннего мира. Согласитесь, сделать мир непротиворечивым нельзя. И сталкиваясь с различными противоречиями, человек может оказаться в ситуации кризиса.  

Само понятие «кризис»  — это переломный момент, тяжелое переходное неустойчивое состояние.

В китайском языке понятие «кризис» определяется как «полный опасности шанс», как возможность роста человеческой личности.

Давайте вместе разберемся, какими бывают кризисы и в какие периоды жизни мы с ними можем столкнуться.

Итак, все личностные кризисы можно разделить на две основные категории.

1) Внутренние (внутриличностные) кризисы — возрастные, жизненные, т. е.  кризисы, причиной которых является естественное развитие личности.

2) Внешние кризисы — в них в качестве стрессора выступают внешние травматические события: экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным следствием, ситуации угрозы жизни для самого себя и значимых близких.

На своем жизненном пути, от рождения и до смерти, человек преодолевает возрастные кризисы, разрушая что-то старое и отжившее и открывая для себя новые, ранее недоступные возможности личностного становления.

Можно выделить 8 психосоциальных кризисов.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка в защите, еде.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать.

Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — отдых».

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути.

Любой кризис приводит к естественному в этой ситуации эгоцентризму, ожиданию исключительного внимания к себе, нечуткости к близким.

Чтобы успешно пережить все приключения возрастных кризисов, и родителям, и детям  нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций.

Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы того или иного  возраста. И родители, и дети, и педагоги  должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. В этот период каждый начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Пройдет ли этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в ней — любовь или страх.

В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения взрослого с ребенком. Даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

 Следует помнить, что ситуацию нельзя «отпускать», она должна контролироваться. Для этого следует как можно раньше определить, что происходит и по каким позициям собственные представления расходятся с реальностью. Кризис вызывает очень сильные чувства, порой несущие разрушающий характер. Обычно мы избегаем этих чувств, чтобы не почувствовать боли, то есть подавляем или отвлекаем себя. Эти чувства неудобные, неприятные, а невозможность справиться с ними приводит к тому, что кризис усиливается. Установлено, что способность признавать у себя подобные чувства — это центральное звено в преодолении кризиса. Справляясь с ними, можно избежать порочного круга, когда тревожность подпитывает панику или депрессия — отчаяние. Сосредоточить все усилия на преодолении негативных чувств.  Преодолеть — означает признать и принять эти чувства. 

         Увидеть наличие кризисных периодов можно по следующим симптомам. 

Симптомы депрессии у детей и подростков:

• Потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие.

• Изменение аппетита и веса тела.

• Потеря энергии.

• Изменение продолжительности сна.

• Изменение активности.

• Чувство собственной никчемности или вины.

• Мысли о смерти.

• Суицидальные намерения или попытки.

• Социальная замкнутость.

• Снижение успеваемости или изменение отношения к школе.

• Несвойственная раньше агрессивность.

• Жалобы на здоровье (головные боли, одышка, боли в животе и др.).

Должны насторожить словесные заявления подростка: «Ненавижу жизнь»; «Всем будет лучше без меня»; «Мне нечего ждать от жизни»; «Они пожалеют о том, что они мне сделали»; «Не могу этого вынести»; «Я стал обузой для всех»; «Никому я не нужен»; «Это выше моих сил».

Существуют методы оказания помощи человеку, пребывающему в депрессии. И, поверьте, любой человек без специальной подготовки может с этим справиться. Во-первых, человеку, находящемуся в состоянии депрессии, нужна  активная эмоциональная поддержка.  Поощряйте его положительные устремления, чтобы облегчить ситуацию.  Беседуйте с такими людьми. Следует принять во внимание следующее:  в беседе важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию. Активный слушатель — это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает ему возможность выговориться без боязни быть прерванным; активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя. Разговаривать нужно в спокойном месте, чтобы исключить возможность быть прерванным.  Помните, что очень важно говорить без осуждения и пристрастия. К примеру, если ваш ребенок говорит: «Ненавижу учебу, класс...», то постарайтесь избегать фраз «Когда я был в твоем возрасте…», «Да ты просто лентяй!». Лучше обратитесь к его чувствам: «Что происходит, из-за чего ты себя так чувствуешь?». Или, ваш ребенок не уверен в себе, и говорит:  «А если у меня не получится?» Тогда вы можете оказать ему поддержку, произнеся следующее: «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное».

        

         Если же в жизни вашего ребенка происходят внешние кризисы, то у детей разных возрастов могут быть разные реакции. Многих родителей беспокоит то, как дети реагируют на кризис или несчастный случай, и при этом они не знают,  как помочь. Очень важно знать, что в большинстве случаев возвращение в «детство» - это нормальная реакция на ненормальную ситуацию. Дети «перерабатывают» травму медленнее, чем взрослые; реакция на травму зависит от возраста ребенка и его особенностей развития.

         Давайте остановимся на основных проявлениях в поведении детей разных возрастов в ситуациях, когда они переживают внешние кризисы.

Шести - десятилетние дети

  • Могут использовать травматическую ситуацию в своих играх или выборе игрушек
  • Могут уменьшить способности к концентрации внимания.
  • Может усилиться склонность скрытности.
  • Могут появиться радикальные изменения в поведении ребенка.
  • Могут начать фантазировать о произошедшем со «спасением» в конце.
  • Может проявиться поведение, которое было характерно ребенку в более раннем возрасте.

Десяти - двенадцатилетние девочки, двенадцати - четырнадцатилетние мальчики

  • В отношениях могут вести себя по-детски (инфантильно).
  • Могут выражать сильную злость на нечестность произошедшего.
  • Могут выражать беспокойство или эйфорию по поводу выживания.
  • Могут увидеть символическое значение (знаки) происходившего до несчастья.
  • Могут подавлять свои мысли и чувства.
  • Могут проявиться психосоматические заболевания.

Двенадцати, четырнадцатилетние – восемнадцатилетние юноши и девушки

  • Могут чувствовать злость, стыд, предательство и выражать эти чувства через «дурашливое» поведение в школе.
  • Разрешение ситуации может формировать у них «чувство бессмертия», «чувство уникальности».
  • После травмы часто продуманны и осторожны в своих реакциях к другим.
  • Могут возникнуть нарушения сна и приема пищи.
  • Может проявиться депрессия.
  • Могут начать употреблять алкоголь и наркотические вещества.
  • Боязнь того, что несчастье может повториться, может изменять видение своих перспектив в будущем.
  • Могут проявиться психосоматические заболевания.

 

Можете ли вы, родители, помочь своему ребенку преодолеть кризисные ситуации? Это вполне по силам любому человеку, который заинтересован в том, чтобы его сын или дочь чувствовали себя счастливыми.

  • В актуальной кризисной ситуации помощь должна быть направлена на уменьшение внутреннего напряжения ребенка, оказание ему поддержки.
  • Во время кризиса у детей появляются особые потребности. Позволяйте детям быть более зависимыми от вас, им необходимо обновление чувства собственной защищенности; проводите больше времени вместе, позволяйте им прочувствовать вашу заботу, физическую поддержку.
  • Постарайтесь, по возможности, быстрее, возобновить обычный ежедневный жизненный ритм.
  • Свои чувства дети выражают разными способами. Примите эти особенности и знайте,  как на это адекватно ответить. Способность выразить свои чувства – это сила, а не показатель слабости. Дайте своему ребенку любовь и уменьшите страхи, признавая все чувства ребенка (страх, боль). Главное, чтобы ребенок понял, что «вместе мы можем пережить все».
  •  Говорите с ребенком о том, что произошло. Выслушайте его эмоции, давая конкретные пояснения и короткие, правдивые ответы на специфические вопросы, даже о смерти. Используйте понятные для ребенка слова и понятия.
  • Создавайте ребенку возможность общения и время препровождения со сверстниками.
  • Ограничивайте и контролируйте те моменты, когда ребенок (особенно маленький) может проводить, смотря волнительные телевизионные передачи. Прерывайте и ограничивайте просмотр насильственных сцен, которые ребенок видит по телевизору, в кино или компьютерных играх. Будьте внимательны к тому, чем ребенок интересуется в интернете.
  • Важно знать, что ваше поведение и реакции очень сильно влияют на вашего ребенка. В большинстве случаев, ребенок возвращается к своему обычному поведению через несколько недель после кризисной ситуации.
  • Старайтесь решать конфликтные ситуации дома спокойно, покажите образец конструктивного взаимодействия. Помните – если мы кричим на своего ребенка, то он уже не услышит нас, когда мы будет просто говорить.
  • Наблюдайте, не появилось ли нетипичное, непростое поведение у вашего ребенка. Например, чрезмерный плач, переигранные шутки, долгое молчание и скрытность, а также неожиданная открытость – все это может быть чертами тревожности. Ищите помощи профессионалов, если такое поведение будет продолжаться долгое время. Не стесняйтесь прибегать к помощи специалистов для себя и своей семьи
  • Поддерживайте контакт с другими родителями, чтобы быть в курсе, чем занимается ребенок, с кем встречается и где.

 

Педагог-психолог З.В.Сагина

Раздзелы сайта