Проблемы воспитания подростков Часто родители не могут найти взаимопонимание с подрастающим поколением, не могут понять стремления своих детей, живущих в социальных сетях, использующих незнакомые слова при общении, не признающих былых ценностей. Проблемы с современной молодежью связаны с активным развитием новых информационных технологий, которые способны быстро влиять на мировосприятие подростков, формировать их отношение к жизни, заводить быстрые знакомства и подхватывать новые веянья. Проблемы во взаимодействии с подростками не новы и их первопричины переходят из поколения в поколение.
Взрослым следует помнить, что резкое изменение поведения сына или дочери обусловлено, в первую очередь, изменением гормонального фона организма: в организме активизируются работа половых желез, начинает функционировать репродуктивная система, начинается активный рост. Подросток начинает чувствовать резкие изменения в теле, появляется неуклюжесть, связанная со сложностями адаптации к новому телу, настроение может стать нестабильным. Возможно проявления разного рода комплексов по поводу своей внешности, своих возможностей и жизненного опыта. Появляется желание как можно быстрее достичь взрослости. Всё это происходит на фоне общения в среде подростков, где существуют совершенно свои ценности, свои идеалы, приоритеты и иерархия. В этом возрасте неподчинение взрослым, своенравие, агрессивность, алкоголь, никотин, наркотики и ранние половые связи являются всего лишь методом почувствовать себя как можно быстрее взрослым, реализовать свою независимость.
Психологические сложности в подростковый период в итоге выливаются в проблемы с воспитанием.
ПРИЧИНЫ возникающих проблем:
1) Конфликт поколений, когда старшее поколение теряет авторитет в глазах подростка, так как он не разделяет их ценности и стремления, а увлечения подростка взрослым кажутся «дикими», непонятными, манеры вызывают возмущение.
2) Проблемы быстрого роста ведут к тому, что подросток, в зависимости от типа характера, может стать агрессивным или ранимым, может иметь резкие смены настроения и легко поддаваться чужому пагубному влиянию, что не устраивает взрослых.
3) Стремление выйти из-под контроля взрослых, чтобы доказать свою независимость, приводит к неподчинению взрослым, прогулы уроков, уходы из дома.
4) Нездоровые увлечения (например, общение в социальных сетях, онлайн игры, экстремальные виды спорта), которые поглощают много времени в ущерб учебе, спортивным секциям, домашним обязанностям.
5) Сексуальная активность связана с концентрацией половых гормонов, а молодежь не до конца понимает последствия ранних половых связей.
Дополнительные ФАКТОРЫ, влияющие на конфликты:
1) Успеваемость в учебе и участие в домашнем хозяйстве: чем хуже учится подросток и чем меньше он участвует в домашних делах, тем больше конфликтов возникает с ним.
2) Социально экономический статус семьи: чаще конфликты происходят в семьях с низким достатком, в которых родители требуют от детей максимального послушания, боясь, что те свяжутся с плохой компанией и, что будут проблемы в школе.
3) Численность членов семьи: в многодетных семьях уровень конфликтов выше, чем в семьях с одним двумя детьми.
4) Взаимоотношения между родителями: если родители конфликтуют между собой, то это влияет на степень конфликтов и с детьми.
5) Стиль управления в семье: в семьях с более свободным стилем воспитания конфликтов меньше, чем в семьях с авторитарным воспитанием.
Пути решения проблем воспитания подростков
Для того, чтобы подростковый период протек как можно более мягче, без глобальных непониманий и конфликтов, родителям следует придерживаться определенной модели поведения.
Родителям важно быть для подростка авторитетом. Причем авторитет не завоевывается в течение одного дня, он формируется годами, начиная с дошкольного возраста, но разрушить взрослый его может очень быстро. Когда ребенок вступает в подростковый период социальная функция «я родитель – я прав, ты должен подчиниться» начинает на только давать сбой, но и являться причиной многих конфликтов. Задача родителей не допустить отчуждения подростка, остаться для него и старшим товарищем, и тем, кто всегда выслушает, поймет и не осудит и даст совет. В противном случае ребенок замкнется и будет искать другой авторитет.
Нужно помнить, что ваш ребенок – это индивидуальность. Подростковый возраст – это сложный период, но он ведет ко взрослению. Родителям надо признать этот факт и считаться с ним, прислушиваясь к мнению подростка, при необходимости аргументировано корректируя его, но, не ведя себя с ним как с младенцем.
Необходимы четкие правила в семье. Подросток должен знать свои права и обязанности, а также права и обязанности родителей. Он должен участвовать в делах семьи и понимать их. Если подросток претендует на взрослость, он должен понимать и суть финансов и возможности и планы взрослых.
Важно придерживаться уважительных взаимоотношений. Взрослым нельзя попускать пренебрежительное, неуважительное или презрительное отношение к себе. Взрослые должны вести себя корректно и задавать такую общую атмосферу уважения, где все вопросы должны решаться путем общения и аргументов, а не эмоционального или физического давления.
Уважайте желания подростка. Родителям часто не понять, что хочет их ребенок, и они пытаются строить его воспитание на своей модели: делая акцент на том, о чем они мечтали, что хотели, куда стремились. У подростка свое будущее и свои стремления, поэтому задача взрослых не довлеть над ребенком навязывая ему свою волю, а лишь подсказывать и направлять его, чтобы он смог избрать свой путь.
Попытайтесь понять современные ценности нового поколения. Попытка понять своего ребенка - это путь к мягкому контролю и корректировке его поведения, в отличие от антагонизма, который может только вызывать сплошные конфликты.
Педагог-психолог З.В.Сагина