О чем и как говорить со своим ребенком в ситуации коронавирусной болезни?
Согласитесь, что сейчас достаточно легко каждому из нас почувствовать себя потрясенным от всего того, что мы слышим и видим о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). И если взрослые имеют опыт, как справляться со стрессовой ситуацией, знают, как реагировать на большой поток противоречивой информации, то у детей это может вызывать беспокойство. Детям может быть трудно понять то, что они видят в Интернете или по телевизору, слышат от взрослых или друзей, поэтому они могут быть особенно уязвимы к ощущениям тревоги, стресса и расстройства. Но открытый, поддерживающий разговор с вашими детьми может помочь им понять, справиться и даже внести позитивный вклад для других.
Обмен достоверной информацией, основанной на научных данных о COVID-19, поможет уменьшить страхи и тревоги детей по поводу заболевания и поможет им справиться с вторичными эффектами, вызванными эпидемией.
Задавайте открытые вопросы и слушайте
Внимательно выслушайте детей и выясните причины их беспокойства, ответьте на их вопросы в соответствии с их возрастом.
Начните с приглашения вашего ребенка на обсуждение этой темы. Узнайте, как много они уже знают, и прислушайтесь к их ответу. Если они еще раннего возраста и еще не слышали о вспышке, вам, возможно, не нужно поднимать эту тему - просто воспользуйтесь возможностью напомнить им о правилах гигиены, не внушая новых опасений.
Самое главное, не преуменьшайте или избегайте проблем. Примите их чувства и дайте им понять, что естественно бояться этих вещей. Обсудите различные эмоции, которые они могут испытывать, и объясните, что это нормальная реакция на нестандартную ситуацию. Покажите, что вы слушаете, уделяя им все свое внимание, и убедитесь, что они понимают, что могут поговорить с вами и учителями в любое время.
Будьте честны: объясните правду доступным для ребенка языком
Дети имеют право на правдивую информацию о том, что происходит в мире, но и взрослые обязаны защищать их от страданий.
Если вы не можете ответить на их вопросы, не придумывайте. Используйте это как возможность вместе найти ответы. Веб-сайты международных организаций, таких как ЮНИСЕФ и Всемирная организация здравоохранения, являются отличными источниками информации. Объясните, что некоторая информация в Интернете не является достоверной, и что лучше всего доверять экспертам.
Не перегружайте их слишком большим количеством информации.
Покажите им, как защитить себя и своих друзей
Подчеркните, что дети могут многое сделать, чтобы защитить себя и других. Расскажите детям об основных методах профилактики и контроля заболеваний.
Сосредоточьтесь на выработке у детей навыков поведения, нацеленного на сохранение и поддержание здоровья, например, чтобы они прикрывали рот локтем при кашле и чихании и мыли руки. Один из лучших способов защитить детей от коронавируса и других заболеваний - это просто поощрять регулярное мытье рук. Помните: это не должен быть запугивающий разговор.
Используйте упражнения, демонстрирующие пути распространения микробов. Например, вы можете налить в бутылку, имеющую крышку-распылитель, окрашенную воду и распылить её содержимое на лист белой бумаги, а затем понаблюдать, как капли расползаются по бумаге.
Покажите на конкретном примере, почему так важно мыть руки с мылом в течение 20 секунд. Например, высыпьте на ладонь ребенка небольшое количество блесток и попросите его смыть их только с помощью воды и посмотреть, сколько блесток останется после этого на ладони. Затем попросите его помыть руки с мылом в течение 20 секунд и покажите ему, что он смог смыть при этом и блестки.
Объясните им концепцию социального дистанцирования (держаться на определённом расстоянии от друзей, избегать больших скоплений людей, не дотрагиваться до людей, если нет в этом необходимости и т. д.).
Напомните детям, что они могут научить других правильному поведению, нацеленному на сохранение и поддержание здоровья.
Подбадривайте детей
Когда мы видим много тревожных кадров по телевизору или в Интернете, иногда мы чувствуем, что кризис окружает нас повсюду. Дети могут не различать изображения на экране и свою личную реальность, и они могут полагать, что им грозит опасность. Вы можете помочь своим детям справиться со стрессом, предоставляя им возможность играть и отдыхать, когда это возможно. Следуйте привычному распорядку, насколько это возможно, особенно перед сном, или помогите создать новый распорядок дня в новой среде.
Напоминайте своим детям, что большинство людей, у которых есть коронавирус, не болеют очень сильно, и что вы прилагаете все усилия, чтобы обеспечить безопасность.
Если ваш ребенок плохо себя чувствует, объясните, что он должен оставаться дома/в больнице, потому что это безопаснее для него и его друзей. Заверьте их, что вы знаете, что иногда это трудно (может быть, страшно или даже скучно), но соблюдение правил поможет обеспечить безопасность всех.
Поощряйте противостоять дискриминации и предотвращать ее
Вспышка коронавируса привела к многочисленным инцидентам о дискриминации во всем мире, поэтому важно убедиться, что ваши дети не испытывают и не способствуют издевательствам.
Обсудите, какую реакцию у них может вызвать дискриминация, и объясните, что такая реакция нормальна в чрезвычайных ситуациях. Поощряйте их выражать свои чувства и делиться ими, а также объясните, что страх и стигма могут усугубить сложную ситуацию.
Объясните, что коронавирус не имеет никакого отношения к тому, как кто-то выглядит, откуда он или на каком языке говорит. Напомните своим детям, что каждый заслуживает безопасности в школе. Запугивание всегда неправильно, и каждый из нас должен внести свой вклад, чтобы проявлять доброту и поддерживать друг друга.
Позаботьтесь о себе
Вы сможете помочь своим детям лучше, если вы также позаботитесь о себе. Дети сами догадаются, как вы реагируете на новости, так что им поможет тот факт, что вы спокойны и контролируете ситуацию.
Если вы чувствуете беспокойство или расстроены, найдите время для себя и обратитесь к другим членам семьи, друзьям и доверенным людям в вашем сообществе. Найдите время для того, чтобы расслабиться и восстановить силы.
Демонстрируйте заботу
Важно знать, что мы не оставляем детей в страдании. Наблюдайте за детьми, отмечайте их беспокойство (о нем могут сказать несвойственный напряженный тон голоса, учащенное дыхание, суетливость, появившиеся навязчивые действия).
Напомните своим детям, что у них могут быть другие трудные разговоры с вами в любое время. Напомните им, что вы заботитесь о них, что вы слушаете их, и что вы готовы прийти на помощь, если они обеспокоены чем-то.
Информацию подготовила педагог-психолог Сагина З.В. на основании сведений, собранных Джейкобом Хантом, специалистом ЮНИСЕФ по связям с общественностью