Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Интернет-зависимость у детей

Что такое Интернет - знает большая часть человечества. Он открывает если не безграничные, то очень широкие возможности, в первую очередь - для поиска информации.

В связи с возрастающим числом российских пользователей Интернета стала актуальной проблема его патологического использования, которая за рубежом возникла еще в конце 1980-хх гг. Речь идет о так называемой Интернет - зависимости.

Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К.Янг и психиатр И.Гольдберг. В середине 1990-х гг. для обозначения этого явления И. Гольдберг предложил термин «Интернет-аддикция», а также набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета.

Выделяют следующие психологические и физические симптомы, характерные для Интернет - зависимости:

Психологические симптомы:

- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

- проблемы с работой или учебой;

- ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

- пренебрежение семьей и друзьями;

- ощущение пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

- невозможность остановиться;

Физические симптомы:

- сухость в глазах;

- головные боли по типу мигрени;

- боли в спине;

- пренебрежение личной гигиеной;

- расстройства сна, изменение режима сна;

- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

- синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).

Согласно исследованиям опасными сигналами (предвестниками Интернет-зависимости) являются:

- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

- предвкушение следующего сеанса он-лайн;

- увеличение времени проводимого «он-лайн;

- увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.

Признаками наступившей Интернет-аддикции, служат следующие критерии:

- потребность проводить в сети больше времени;

- повторные попытки увеличить использование Интернета;

- проблемы контроля времени;

- проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);

- изменения настроения посредством использования Интернета;

- ложь по поводу времени, проведенного в сети;

- при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство;

- всепоглощенность Интернетом.

Обобщив результаты разных исследований, выделяют следующие черты Интернет - зависимого: сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела); склонность к интеллектуализации; трудности в непосредственном общении (замкнутость); чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом); эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму; низкая агрессивность; независимость выступает как особая ценность; наличие хотя бы одной фрустрированной потребности; представления об идеальном «Я» недифференцированы, завышены или даже нереалистичны; самооценка занижена; склонность к избеганию проблем и ответственности.

Российские ученые считают, что зависимость от Интернета представляет собой сборную группу разных поведенческих зависимостей, где компьютер - лишь средство их реализации, а не объект. Таким образом, ими были выделены следующие типы интернет - зависимых людей:

интернет-гемблеры пользуются разнообразными интернет-играми, тотализаторами, аукционами, лотереями и т.п.;

интернет-трудоголики реализуют свой работоголизм посредством сети (поиск баз данных, составление программ и т.п.);

интернет - сексоголики посещают разнообразные порносайты, занимаются виртуальным сексом;

интернет-эротоголики - любовные аддикты, которые знакомятся, заводят романы посредством сети;

интернет-покупатели реализующие аддикцию к трате денег посредством бесконечных покупок он-лайн;

интернет-аддикты отношений часами общаются в чатах, бесконечно проверяют электронную почту и т.д., т.е. заменяют реальную аддикцию отношений на виртуальную.

Разные формы интернет - зависимости могут переходить одна в другую и осуществляться в разных комбинациях.

Можно предположить, что с ростом компьютеризации число и интернет-аддиктов будет увеличиваться, особенно среди молодежи.

 

Информацию подготовили

педагог-психолог З.В.Сагина и

педагог социальный М.В.Храменкова

 

Разделы сайта