Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Ідзем у першы клас

 Первый звонок — это праздник, особенно для первоклашек. Дети ждут своего нового жизненного этапа, готовятся. В семье много об этом говорят, покупают школьные принадлежности.

Чтобы  первый класс не превратился в серьезное испытание для родителей и детей, нужно подготовиться к этому заранее. Не только научиться читать и писать, как сейчас требует современная школа, но и подготовить ребенка к тому, что его ждет и зачем ему школа.

В школе ребенок получит свои первые оценки за то, как он умеет что-то делать, как он справляется со своим телом, памятью, вниманием. До этого ребенок не имел такого опыта. Чаще всего его возрастные новообразования, такие как умение держать игрушку, ползать, ходить, складывать пирамидку, воспринимались на ура взрослыми. Теперь же малыш испытает на себе критику за неудачу, оценивание по шкале «хорошо-плохо», почувствует горечь поражения. Ко всему этому должен быть готов ребенок. Но прежде всего к этому должны быть готовы родители. Именно их реакция станет решающей для мальчика или девочки. То, как мама и папа будут реагировать на его удачи и поражения, станет для ребенка ориентиром в отношении к себе.

Вы замечали, как реагируют мамы или папы на хорошие оценки? Очень  скромно хвалят, в лучшем случае, а порой, как будто бы не замечают, ведь «так и надо». Но как бурно ругают за плохие!

От реакции родителей зависит отношение ребенка к учебе, к себе, как ученику. По родительскому отношению к своим успехам  ребенок судит о том, может ли он добиваться результатов или даже не стоит и пытаться.

Если  родители бурно реагируют на неудачи, не утешая, не поддерживая, а только наказывая, у малыша создастся впечатление о том, что он — неумеха и ничего хорошего из этой затеи — быть  хорошим учеником — не выйдет. Поэтому со временем он перестанет вообще стараться чего-то достигнуть.

Что же нужно делать, чтобы как можно меньше огорчений пришло вместе с первым звонком в семью первоклассника?

Во-первых, заранее убедитесь в психологической готовности ребенка к школе. Понаблюдайте за малышом — сколько времени он может усидеть, слушая и сохраняя внимание, может ли пересказать небольшой рассказик, перерисовать с картинки несложные фигурки, пишет ли он буквы, попадая на строчку. Можно провести несложный тест, бросив с небольшой высоты карандаш и попросить ребенка его поймать в кулачок.

Понаблюдайте, как ребенок владеет мелкой моторикой. Например, как в сказке о Золушке, смешав фасоль и горох, попросите ребенка отобрать в разные тарелочки бобовые. Если он быстро справится с таким заданием, значит с мелкой моторикой все неплохо и ребенок сможет писать, не отставая от программы. Эти нехитрые упражнения можно делать для развития моторики.

Подготовьте ребенка к школе психологически. Расскажите ребенку о том, что его ждет, как это будет происходить. Это можно делать в форме сказок о лесных зверях — учениках в сказочной лесной школе. Можно проигрывать с помощью игрушек разные школьные ситуации. Как прийти, куда сесть, как сидеть, что отвечать учителю, как вести себя на перемене. Для ребенка будут большим подспорьем такие знания, он не растеряется, когда столкнется с новшествами в школе.

Хорошо бы перед первым сентября вместе с малышом посетить школу. Походить по ее коридорам, классам, рассказать, что и где находится (туалет, библиотека, столовая).

Ребенку поможет, если знакомство с учителем тоже состоится до прихода в школу, так как ребенку понадобится время, чтобы привыкнуть к нему, к новым правилам, за которыми будет следить этот новый и значимый взрослый.

Очень важно, чтобы родители и учитель были союзниками, а не требовательными противниками для ребенка. Поэтому все недовольства учителем придется постараться не высказывать при ребенке, чтобы не подрывать авторитет педагога.

Говорите ребенку о том, что учиться нужно не для того, чтобы стать хорошим человеком, поступить в институт или нравиться родителям. Учеба должна быть интересным занятием. Поэтому родителям придется попотеть, особенно первое время, чтобы ребенку помогать находить смысл в обучении, чтобы он понимал, зачем ему математика, письмо или знания об окружающей среде.

В ситуации обучения ребенка могут возникнуть две крайности. Первая – учиться вместо него, делать вместо него посильную ему работу. Вторая — оставить его  одного решать новые для него жизненные задачи. И первый, и второй вариант не смогут привить любовь к школе. Все хорошо в меру.

 

Педагог-психолог З.В.Сагина 

Раздзелы сайта