Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Палавая недатыкальнасць

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

  Сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних

В последнее время все чаще жертвами сексуального насилия становятся дети. Часто преступления совершают самые близкие люди — дедушки, отцы, сожители матерей. В 80% случаев жертвы боятся рассказать о случившемся. Как понять, что ребенок пережил насилие? Куда обратиться за помощью? С какими последствиями ребенок может столкнуться в будущем, если не предпринимать меры? На эти вопросы вы можете получить ответы в данном материале.

 Сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних — действия сексуального характера, совершённые совершеннолетним лицом в отношении несовершеннолетнего и расценивающиеся законодательством в качестве преступления. В некоторых странах законодательство квалифицирует отдельно сексуальные преступления против детей и против подростков. Наличие состава преступления и его тяжесть также может зависеть от конкретного законодательства. Преступными могут считаться и действия сексуального характера без применения насилия и даже сексуальные действия без непосредственного физического контакта.

В уголовном законодательстве Республики Беларусь данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».

Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.166 (изнасилование), ст.167 (насильственные действия сексуального характера), ст.168 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста), ст.169 (развратные действия) УК Республики Беларусь.

 

В основном, жертвами сексуального насилия становятся несовершеннолетние до 16 лет, чаще всего — 5−12 лет. Дети не понимают, что происходит, им трудно объяснить произошедшее словами, насильнику легко запугать или обмануть ребенка и добиться от него молчания.

В настоящее время большая часть преступлений переместилась в Интернет. Чтобы избежать ответственности, педофилы вуалируют свою внешность, род занятий, знакомятся с детьми и впоследствии совершают груминговые преступления (сексуальные намеки, соблазнение через интернет).

 

Сексуальное насилие отражается на физическом и психическом здоровье ребенка, меняется его поведение и реакция на то, что с ним происходит.

Поведенческие индикаторы, свидетельствующие о возможном сексуальном насилии, у детей дошкольного и младшего школьного возраста:

-       наличие особенных сексуальных знаний, не характерных для данного возраста; ярко выраженные сексуальные игры;

-       голые люди в рисунках, рассказы типа «Ночью ко мне приходит чудовище, до меня дотрагивается», «Я видел, как у дяди лилось молоко»);

-       спонтанные, неожиданные сексуальные выражения отношений или поведения;

-       чрезмерная стимуляция гениталий;

-       имитация полового акта с другими детьми;

-       сексуальный интерес к животным;

-       сексуализированные поцелуи;

-       поиск сексуального контекста в обычных бытовых ситуациях (сексуально озабоченные дети);

-       навязчивое сексуальное поведение (хватание за грудь, гениталии; раздевание);

-       спутанные представления о физических границах (чрезмерное дистанцирование от близких людей, привязанность к незнакомым);

-       неожиданная перемена чувств к близким людям («я ненавижу дядю Васю!»).

 

Поведенческие индикаторы, свидетельствующие о возможном сексуальном насилии, у детей 10 лет и старше:

-       нарушения сна (кошмары, бессонница), вызванные неожиданным испугом;

-       чрезмерная боязливость, различные проявления страха:

-       навязчивый страх перед какими-то людьми (боится мужчин);

-       страх оставаться одному, посещать кружок;

-       страх возвращаться домой;

-       страх перед реальными или воображаемыми объектами или людьми (чудовища, маски);

-       факты, свидетельствующие  о том, что между ребенком и каким-то человеком существуют необычные скрытые отношения, которые могут сопровождаться назначением встречи, заманиванием, подарками;

-       саморазрушающее поведение:

  • злоупотребление алкоголем, психоактивными, токсическими веществами;
  • проституция, беспорядочные половые связи;
  • самоповреждения;
  • угроза суицида, суицидальные попытки;
  • потребность в самонаказании;
  • отказ от еды;
  • побеги из дома;

-       ярко выраженные перемены в поведении: протест, агрессия, трудности во взаимоотношениях с другими детьми, или наоборот: покорность, пассивность;

-       асоциальное поведение;

-       навязчивая ложь;

-       спутанные представления о себе;

-       недоверие ко взрослым, похожим на насильника;

-       навязчивая личная гигиена: чрезмерная личная гигиена либо регресс гигиенических навыков;

-       нарушение обучения (может проявляться отсрочено в более поздний период);

-       регресс до инфантильного поведения (энурез, сосание пальца, сильный беспрестанный плач, не связанный с какими-либо событиями);

-       псевдовзрослое поведение;

-       нарушение привязанности (холодность, чрезмерная привязанность);

-       нарушение в эмоциональной сфере:

  • частые проявления немотивированного раздражения;
  • хроническая депрессия;
  • тревожность, фобии;

-       неряшливость (мешковатая одежда, одежда не по сезону (больше одежды);

-       уход в мечты;

-       подчеркивание    своего   чрезмерного    места   в семье:   «Мой   отец называет         меня любимой дочкой. Могу получить от него все, что захочу».

 

Обратите внимание, что сообщения могут быть

  • прямые (взрослым, учителям, родственникам);
  • не прямые (друзьям, с надеждой, что они кому-нибудь скажут);
  • завуалированные «Я знаю одного человека, который ...»

 

Чаще всего дети боятся рассказывать о сексуальном насилии, совершенном в их отношении. Во-первых, в обществе не принято об интимных отношениях говорить открыто. Во-вторых, дети боятся, что родители им не поверят, будут ругать их за плохое поведение.

Если ваш сын или дочь завели на данную тему разговор, серьезно отнестись к услышанному, сохранять спокойствие и выдержку. Ребенок должен чувствовать, что вы ему сопереживаете. Не давите, будьте терпеливы. Постарайтесь успокоить и подбодрить ребенка. Говорите с ним простыми и понятными словами. Быстро и тщательно проверьте предположения.

 

Обратиться за помощью можно:

1) В милицию, где должны принять ваше заявление и дать правовую оценку: если слова подтвердятся, в отношении злоумышленника будет заведено уголовное дело.

2) Поликлинику, где окажут первичную медицинскую помощь.

3) Первичную психологическую помощь можно получить по телефону 8−017−246−03−03 — специалисты помогут справиться с тревожными мыслями и подскажут, куда можно обратиться за терапией.

4) Кризисный центр для женщин при ЧСПУО «SOS-Детская деревня г.Могилев» (телефон для обращения: 8 (044) 760 760 3).

5) «Белыничский районный центр социального обслуживания населения» (телефон для обращения: раб. 78 917, моб. 8 029 74303114).

 

         Научите ваших детей азам безопасности:

-       Говорить «нет» любому, кто намеревается причинить вред либо является подозрительным, предлагает вещи, вызывающие опасения.

-       Громко звать на помощь, если он попал в беду.

-       Объяснить ребенку, что нельзя позволять незнакомым людям, знакомым и даже дальним родственникам трогать его, целовать, обнимать.

-       Аккумулятор мобильного телефона всегда должен быть заряжен, номера телефонов родителей и «102» должны быть в режиме быстрого набора.

-       Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить с разрешения родителей.

-       Родители всегда должны знать, куда и к кому идет ребенок, как его найти.

 

Если ребенку не оказать помощь, во взрослой жизни он может столкнуться с надекватным сексуальным поведением, депрессией, половой дисфункцией, посттравматическим стрессовым расстройством, саморазрушающим поведением, трудностями социализации, неспособностью поддерживать близкие межличностные отношение и др.

 

Берегите ваших детей!

Не будьте равнодушны к их проблемам!

Не оставляйте без внимания их обращения за помощью!

 

Материал подготовила: педагог-психолог З.В. Сагина

 (по Toni Dgonson, California, 1992) 

Возрастная норма

Обратите внимание на такое

поведение

Обратитесь

к специалисту

за помощью

Задает вопросы о

гениталиях, груди

матери, половом акте

и откуда берутся

дети

Проявляет страх или тревогу

при разговоре на сексуальные

темы

Бесконечно спрашивает о сексе,

имеет слишком подробные

сведения о сексе для данного

возраста

Интересуется

людьми в ванной или

туалете (смотрит или

подглядывает)

Продолжает это занятие после

запретов.

Отказывается оставить в покое

людей в ванной, туалете

Использует

неприличные слова

для обозначения

гениталий, секса

Продолжает использовать

неприличные выражения в

разговоре со взрослыми после

запрета и наказания

Настойчив в использовании

неприличных выражений даже

после удаления от занятий и игр

Играет в доктора, исследует тела окружающих

Слишком часто играет и после

объяснений, что это не всегда

удачная игра

Заставляет сверстников играть в

эту игру, снимать одежду

Мальчики и девочки

представляют, что у

них есть дети

Через месяц после игры

мальчик все еще представляет,

что у него есть ребенок

Проявляет страх или злость при

разговоре о детях или половом

сношении

Показывает другим

свои гениталии

Хочет показаться нагишом на

людях даже после запрещения

Отказывается одеться,

показывается нагим на людях

даже после многочисленных

наказаний

Интересуется актами

мочеиспускания и

дефекации

Играет с фекалиями, нарочно

мочится на пол

Занимается этим постоянно

Играет в семью,

выбирая роли как

«мамы», так и

«папы»

Изображает половые

сношения с другими детьми в

одежде, подражает

сексуальному поведению

взрослых, играя с куклами или

игрушками

Изображает половые сношения с

другими детьми, раздевшись.

Вовлекает других детей в эту

игру, принуждает других детей к

половым сношениям

Рисует половые

органы на

изображениях людей

 

Рисует только на

определенных изображениях и

диспропорционально по

отношению к изображению

Рисует гениталии как главное

изображение на картинке. Рисует

половое сношение и групповой

секс

Беседует с друзьями

о сексе, муже, жене,

свиданиях

Слишком часто говорит о

сексе. Не любит публичных

проявлений нежности

Постоянно говорит о сексе даже

после повторных наказаний из-за

сексуального поведения

Хочет оставаться

один, одеваясь и

раздеваясь, в туалете,

в ванной

Расстраивается, если кто-то

увидел его переодевающимся

Агрессивен или плаксив в своих

требованиях об уединении

Любит слушать или

рассказывать

неприличные

анекдоты

Продолжает рассказывать

неприличные анекдоты после

запретов

Продолжает рассказывать

неприличные анекдоты после

многочисленных наказаний,

запретов

Рассматривает

изображение

обнаженных людей

Восхищается и возбуждается,

рассматривая изображения

обнаженных людей

Хочет мастурбировать, глядя на

изображения обнаженных людей

или показывая их другим

Интересуется

процессом

размножения у

животных

Дотрагивается до гениталий

животных

Вовлекается в сексуальное

поведение с животными

 

Социально-педагогическая и психологическая служба ГУО «Средняя школа № 2 г. Белыничи»

Раздзелы сайта