Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Уплыў сям'і на асобу

Особенности влияния семьи на становление личности ребенка

 

Мать и отец – это первые  два авторитета,

на которых для ребенка зиждется мир,

зиждется вера в жизнь, в  человека,

во всё честное, доброе, святое…

                                  Г.Медынский

 

Cемья – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, так как большую часть времени ребенок находится в семье.

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств положительно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности, а в лице родителей – помощников, защитников.

Однако здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе, замкнутым или чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никто другой не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Помните, что при неблагоприятной ситуации в семье внимание одного из родителей концентрируется на конфликтах и спорах с другим, а ребенок оказывается обделенным  заботой. Бывает и наоборот, когда переживающие стресс мама или папа окружают ребенка чрезмерной заботой, буквально не спускают его с рук, так что эмоциональное состояние передается ему напрямую.  

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить главное.

А главное в воспитаниидостижение душевного единения родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Первая задача родителей - любить ребенка не за что-то. Ребенок принимается таким, какой он есть.

Вторая задача родителей – найти общий подход к воспитанию ребенка, принимать решения, посоветовавшись друг с другом. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Из этой задачи вытекает третья задача  - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, то есть обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания).

Принимая решение, родители должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. Некоторый родители любят ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, а хорошо учится и ведет себя. Но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть.

Появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с неблагоприятными событиями в семье: семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей, развод, эмоциональное отвержение, - могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – родителей.

Для того, чтобы преуспеть в этом нелегком деле,  каждому родителю необходимо помнить следующие психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи.
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком.
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать умения и способности.
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
  • Иметь представление  о различных этапах в жизни ребенка.
  • Уважать право ребенка на собственное мнение.

 

ПОМНИТЕ! Ребенка  недостаточно  просто  одевать,  кормить  и даже,  может  быть,  нагружать  его  какими-то социально  значимыми  благами.  Важно проводить  с  ним  время,  разговаривать,  разбираться  в каких-то  его  проблемах,  находиться  с  ним  в  его,  так сказать, психической реальности. Это главное. Должно  быть  какое-то  равновесие  между материальным,  педагогическим  и  психологическим действием  на  ребенка.  То  есть,  как  говорят,  золотая середина.

 

Педагог-психолог З.В.Сагина 

Раздзелы сайта