ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ ПРИРОДЫ
Музей природы создан в 2003 году на базе экспозиции учебного кабинета биологии школы. Большую помощь в создании музея оказал Белыничский лесхоз, районная инспекция по охране окружающей среды. Значительная часть экспозиции фауны музея представлена в музей Вильневским А.Е., учителем-пенсионером, проживающем в Белыничском районе.
Первым руководителем музея был учитель биологии школы Сморгунова Л.И.
Цель работы музея: воспитание у учащихся гуманного отношения к природе, формирование понятия природы как общенационального достояния и блага; воспитание у учащихся умения видеть в природе источник духовной и материальной ценностей людей; выполнение учебных функций с целью широкого и глубокого изучения природных условий, флоры и фауны своего района; воспитание ответственности перед будущими поколениями.
Задачи музея:
- образовательная: использование экспонатов музея для изучения фауны и флоры района, формирование умений и навыков работы с научной и научно-популярной литературой, умения вести фенологические наблюдения, ухаживать за комнатными растениями и животными;
- познавательная: позволяет расширить общий кругозор и уровень образованности в области изучения природы;
- воспитательная: воспитанию экологической культуры учащихся.
Музей расположен в учебном помещении школы на третьем этаже фойе школы. Площадь помещения 68 м2.
Экспозиции экспозиция состоит из 5 разделов.
Раздел «Лес и человек» содержит образцы древесного сырья, продукты химической переработки древесины, а также материалы о лучших работниках лесхоза, перспективах лесного хозяйства района, сценарии праздников, посвященных лесу.
Раздел «Флора района» представлен гербариями, рефератами учащихся об охраняемых и редких растениях, информацией о лекарственных растениях района и их значении в жизни человека, о растениях местной флоры, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь.
В разделе «Фауна района» 109 экспонатов - чучела птиц и животных, коллекции бабочек, насекомых и моллюсков, гнезда птиц, макеты: «Охота лисицы», «Семья гадюки», «Гнезда ос и шершня» и другие. Имеется фонотека голосов птиц.
Раздел «Комнатные растения и человек» - это коллекция комнатных растений в количестве 161 вида с биологическими паспортами и описанием условий содержания и ухода за ними. Учащимися написаны рефераты о редких комнатных растениях, о методах и способах их разведения и значения для экологии.
Раздел «Экология и мы» дает представление о деятельности школьников в области охраны окружающей среды. Имеются фотоматериалы, сценарии мероприятий по экологической тематике, а также научно-исследовательские работы учащихся.
Большой интерес вызывает живой уголок. В нем имеется 3 аквариума, в которых живут семья гуппи, сом, черепаха.
По стенкам аквариума ползают брюхоногие улитки, которые соскабливают водоросли со стенок аквариума.
Класс птиц представлен попугаем.
Имеется морская свинка Васька, очень славный, ласковый и всеми любимый зверек, а также кролик Пушок. На школьном огороде ученики выращивают специально для него овощи. Он отличается самостоятельностью и характером. Если ему что-то не понравится, он забавно фырчит.
В музее природы насчитывается 283 комнатных растения, представленных 161 видом. Создавая этот раздел, мы хотели помочь детям лучше узнать растения, многие из которых есть у них дома. Заинтересовали детей, и они начали выращивать их для музея природы, и теперь эти музейные «коллекции» мы используем и на уроках биологии.
Вот, например, хлорофитум, он по своим качествам придает окружающим силы и энергию. Лимон снижает чувство страха и способствует ровному дыханию. Плющ обладает живительным действием и возбуждает любопытство, уменьшает содержание в помещении ядовитых и токсических веществ. Узамбарская фиалка создает хорошее настроение и доставляет эстетическое удовольствие. А вот юкка хороший помощником для пугливых людей, она придает им чувство уверенности. Герань дезинфицирует и очищает воздух. Диффенбахия активизирует работу мозга и хороша для тех, кто занимается умственным трудом. Драцены способствуют созданию приятного климата в помещении, они излучают положительную энергию.
По результатам последней инвентаризации в музее находится 2790 экспонатов, в том числе 100 – основного фонда. В музее имеется 109 экспонатов в виде чучел животных, макетов, коллекций насекомых и моллюсков. Только бабочек в большой коллекции насчитывается 86 экземпляров. 75 экспонатов сделаны руками Вильневского А.Е., бывшего учителя, а ныне пенсионера нашего района.
Музей пользуется большой популярностью среди учеников школы, района и области. С интересом его посещали граждане других стран: России, США, Великобритании, Швеции, Германии, Дании. Ежегодно в музее проводятся свыше 60 экскурсий. В роли экскурсоводов выступают учащиеся, активисты музея.
В музее работает 3 группы экскурсоводов, которые специализируются по определенной тематике: растения, животные, Руководит всей работой совет музея в количестве 10 человек.
На базе музея организована научно-исследовательская деятельность учащихся:
Работа учащихся по теме: «Индикация состояния г.п. Белыничи по частоте встречаемости фенов белого клевера», характеризует экологическое состояние г.п. Белыничи. Собрано 660 проб белого клевера, отличающихся по 5 фенотипам и доказано, что загрязнённых в экологическом плане улиц в городе 8, что составляет 24,3%, а это значит, что в целом г.п. Белыничи, в основном, экологически чистый населённый пункт.
В работе «Экологическое состояние дикой флоры поймы реки Друть» исследована пойма реки и изучены условия роста и развития растений. Собран гербарий всех растений луга, их описание, классификация.
В работе учащихся «Музей природы – экологический центр школы» систематизированы и описаны комнатные растения музея, с оформлением их паспортов и рекомендаций по уходу за растениями и животными живого уголка.
При подготовке научно – исследовательской работы учащейся Юрку Виолетты «Влияние сока алоэ на укоренение растений и выявление его лечебных свойств», проведены опыты с раствором сока алоэ и сделан вывод, что при укоренении черенков традесканции лучше всего применять раствор сока алоэ колпачковидного, так как другие виды алоэ пагубно влияют на укоренение растения или являются ингибиторами.
В каждой научно – исследовательской работе есть рациональные предложения для практического применения.
В работе «Экология моей квартиры» ученица Низовцова Маша, исследуя экологическое состояние своего жилья даёт практические рекомендации о снижении влияния вредных факторов загрязнения воздуха.
В работе Цебровой Ольги «Экология г.п. Белыничи с точки зрения его жителей» на основании анкетирования жителей райцентра даются рекомендации по озеленению посёлка, снижению шума и загрязненности.
Мусиенко Юрий в своей работе «Возрастная структура популяции колорадского жука по возрасту личинок» считает, что наиболее эффективно бороться с колорадским жуком с применением биологических средств, безопасных для человека на 1-ой личиночной стадии.
Многие научно – исследовательские работы учащихся получили призовые места на районных научно – практических конференциях. Подобед Полина в 2014 году представляла свою работу на областной научно – практической конференции.
Учащиеся школы приняли участие и в республиканской конференции, которая проходила в экологическом университете имени А.Д. Сахарова и получили сертификаты участников.
Опыт работы музея природы позволяет сделать вывод, что биология – это наука о жизни.
Информация о работе музея опубликована в статье «І цікава, і карысна» в районной газете «Зара над Друццю» от 22.11.2014 г. № 81.
График работы музея: ежедневно с 9-00 ч. до 17-00 ч., в субботу с 9-00 ч. до 13-00 ч.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! КЛУБ " КРЫЛАТЫЙ ДОЗОР"