Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Музей прыроды

Музей природы создан в  2003 году на базе экспозиции учебного кабинета биологии школы. Большую помощь в создании музея  оказал Белыничский лесхоз, районная инспекция по охране  окружающей среды. Значительная часть экспозиции фауны музея представлена в музей Вильневским А.Е., учителем-пенсионером, проживающем в Белыничском районе.

Первым руководителем музея был учитель биологии школы Сморгунова Л.И.  В настоящее время музеем руководит Бурая И.А.

Цель работы музея: воспитание у учащихся гуманного отношения к природе, формирование понятия природы как общенационального достояния и блага; воспитание у  учащихся умения видеть в природе источник духовной и материальной ценностей людей; выполнение учебных функций с целью широкого и глубокого изучения природных условий, флоры и фауны своего района; воспитание  ответственности перед будущими поколениями.

         Задачи музея:

  • образовательная:   использование экспонатовмузея для изучения фауны и флоры района,  формирование умений и навыков работы с научной и научно-популярной  литературой,  умения  вести фенологические наблюдения,  ухаживать за комнатными растениями и животными;
  • познавательная: позволяет расширить общий кругозор и уровень образованности в области изучения природы; 
  • воспитательная: воспитанию экологической культуры учащихся.

         Музей расположен в учебном помещении школы на третьем этаже   фойе школы. Площадь помещения  68 м2.

Экспозиции экспозиция состоит из 5 разделов.

Раздел «Лес и человек»    содержит образцы древесного сырья, продукты химической переработки древесины, а также материалы о лучших работниках лесхоза, перспективах лесного хозяйства района, сценарии праздников, посвященных лесу.

Раздел «Флора района» представлен гербариями, рефератами учащихся об охраняемых и редких растениях, информацией о лекарственных растениях района и их значении в жизни человека, о растениях местной флоры, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь.

В разделе «Фауна района» 109 экспонатов -  чучела птиц и животных, коллекции бабочек, насекомых и моллюсков, гнезда птиц, макеты:  «Охота лисицы», «Семья гадюки», «Гнезда ос и шершня» и другие. Имеется фонотека голосов птиц.

Раздел «Комнатные растения и человек» - это коллекция комнатных растений в количестве 161 вида с биологическими паспортами и описанием условий содержания и ухода за ними. Учащимися написаны рефераты о редких комнатных растениях, о методах и способах их разведения и значения для экологии.

Раздел «Экология и мы» дает представление о деятельности школьников в области охраны окружающей среды. Имеются фотоматериалы, сценарии мероприятий по экологической тематике, а также научно-исследовательские работы учащихся.

         Большой интерес вызывает живой уголок. В нем имеется 3 аквариума, в которых живут семья гуппи, сом, черепаха.

         По стенкам аквариума ползают брюхоногие улитки, которые соскабливают водоросли со стенок аквариума.

         Класс птиц представлен попугаем.

         Имеется морская свинка Васька,  очень славный, ласковый и всеми любимый зверек, а также кролик Пушок. На школьном огороде ученики выращивают специально для него овощи. Он отличается самостоятельностью и  характером. Если ему что-то не понравится, он забавно фырчит.

         В музее природы насчитывается 283 комнатных растения, представленных 161 видом. Создавая этот раздел, мы хотели помочь детям лучше узнать растения, многие из которых есть у них дома. Заинтересовали детей, и они начали выращивать их для музея природы, и теперь эти музейные «коллекции» мы используем и  на уроках биологии.

         Вот, например, хлорофитум, он по своим качествам придает окружающим  силы и энергию. Лимон снижает чувство страха и способствует  ровному дыханию. Плющ обладает живительным действием и возбуждает  любопытство, уменьшает содержание в помещении ядовитых и токсических веществ. Узамбарская фиалка создает хорошее настроение и доставляет эстетическое удовольствие. А вот юкка хороший помощником для пугливых людей, она придает им чувство уверенности. Герань дезинфицирует  и очищает воздух. Диффенбахия активизирует работу мозга и хороша для тех,  кто занимается умственным трудом. Драцены способствуют созданию  приятного климата в помещении, они излучают положительную энергию.

         По результатам последней инвентаризации в музее находится 2790 экспонатов, в том числе 100 – основного фонда. В музее имеется 109 экспонатов в виде чучел животных, макетов, коллекций насекомых и моллюсков. Только бабочек в большой коллекции насчитывается 86 экземпляров. 75 экспонатов сделаны руками Вильневского А.Е., бывшего учителя, а ныне пенсионера нашего района.

         Музей пользуется большой популярностью среди учеников школы, района и области. С интересом его посещали граждане других стран: России, США, Великобритании, Швеции, Германии, Дании. Ежегодно в музее проводятся свыше 60 экскурсий.  В роли экскурсоводов выступают учащиеся, активисты музея.

         В музее работает 3 группы экскурсоводов, которые специализируются по определенной тематике:  растения, животные, Руководит всей работой совет музея в количестве 10 человек.

На базе музея  организована научно-исследовательская  деятельность учащихся:

Работа учащихся по теме:  «Индикация состояния г.п. Белыничи по частоте встречаемости фенов белого клевера», характеризует экологическое состояние г.п. Белыничи. Собрано 660 проб белого клевера, отличающихся по 5 фенотипам и доказано, что загрязнённых в экологическом плане улиц в городе 8, что составляет 24,3%, а это значит, что в целом г.п. Белыничи, в основном,  экологически чистый населённый пункт.

В работе «Экологическое состояние дикой флоры поймы реки Друть» исследована пойма реки и изучены условия  роста и развития растений. Собран гербарий всех растений луга, их описание,  классификация.

В работе  учащихся «Музей природы – экологический центр школы» систематизированы и описаны комнатные растения музея, с оформлением их паспортов и рекомендаций по уходу за растениями и животными живого уголка.

При подготовке научно – исследовательской работы учащейся Юрку Виолетты  «Влияние сока алоэ на укоренение растений и выявление его лечебных свойств», проведены опыты с раствором сока алоэ и сделан вывод, что при укоренении черенков традесканции лучше всего применять раствор сока алоэ колпачковидного, так как другие виды алоэ пагубно влияют на укоренение растения или являются ингибиторами.

         В каждой научно – исследовательской работе есть рациональные предложения для практического применения.

         В работе «Экология моей квартиры» ученица Низовцова Маша, исследуя экологическое состояние своего жилья даёт практические рекомендации о снижении влияния вредных факторов загрязнения воздуха.

         В работе Цебровой Ольги «Экология г.п. Белыничи с точки зрения его жителей» на основании анкетирования жителей райцентра даются рекомендации по озеленению посёлка, снижению шума и загрязненности.

Мусиенко Юрий в своей работе «Возрастная структура популяции колорадского жука по возрасту личинок» считает,  что наиболее эффективно бороться с колорадским жуком с применением биологических средств, безопасных для человека на 1-ой личиночной стадии.

        Многие научно – исследовательские работы учащихся  получили призовые места на районных научно – практических конференциях. Подобед Полина в 2014 году представляла свою работу на областной научно – практической конференции.

         Учащиеся школы приняли участие и в республиканской конференции, которая проходила в экологическом университете имени     А.Д. Сахарова и получили сертификаты участников.  

Опыт работы музея природы позволяет сделать вывод, что биология – это наука о жизни.

Информация о работе музея  опубликована в статье «І цікава, і карысна» в районной газете «Зара над Друццю» от   22.11.2014 г. № 81.

График работы музея: ежедневно с 9-00 ч. до 17-00 ч., в субботу с 9-00 ч. до 13-00 ч.

 

 

 

 

Раздзелы сайта