Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Аб спецыялістах

Психология – это относительно новая наука. Профессия психолога вошла в нашу жизнь сравнительно недавно. Что касается психолога в школе, то его деятельностью изначально занимались все педагоги, не осознавая этого. Чаще всего это делалось интуитивно, без системы, потому что в изучение педагогики входил раздел возрастной и детской психологии.

Учитывая тенденции современного общества, профессия психолога стала необходимой частью нашей жизни и в том числе школьной. Потребность в психологах пришла к нам с Запада, где работа с психологом является абсолютно нормальной частью жизни любого человека. К нему обращаются как с очень сложными жизненными ситуациями, так и с простыми вопросами.

Следует различать понятия «психолог», «психотерапевт», «психоаналитик», «психиатр».

Психиатр – это врач, получивший диплом о высшем медицинском образовании по специальности «психиатрия», специалист такого рода разбирается знает причины и механизмы развития тех или иных психических заболеваний, может отличать норму от патологии. Психиатр может консультировать как здоровых людей, так и пациентов, страдающих психическими расстройствами разной степени тяжести, начиная от легкой депрессии, неврозов и заканчивая серьезными заболеваниями, такими, как шизофрения, психозы и пр. Психиатр имеет квалификацию, позволяющую ему ставить диагнозы и назначать медикаментозное лечение.

Психотерапевт – это специалист, имеющий медицинское образование и прошедший соответствующее обучение в сфере психотерапии. Его можно назвать неким средним звеном между психологом и психиатром. Психотерапевт и психиатр, в отличие от психолога, имеют медицинское образование. Психотерапевт, также как и психолог, помогает людям в поиске причин и решений проблем, однако его сфера деятельности более широка. Он может диагностировать и лечить эмоциональные и личностные расстройства легкой и средней тяжести, депрессивные и невротические заболевания, фобии.

Психоаналитик – это тот же психотерапевт, только специализирующийся в таком направлении, как психоанализ, основателем которого считается Зигмунд Фрейд, и все специалисты, обучающиеся работе по методу Фрейда и его последователей, называются психоаналитиками.

Психолог – специалист, занимающийся изучением особенностей человеческой психики, он не имеет медицинского образования. Психолог от психотерапевта отличается тем, что он не занимается диагностикой и лечением психических расстройств, а работает только со здоровыми людьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию и не знают, как из нее выбраться. Психолог не может ставить диагнозы и назначать лекарственные препараты. В своей работе он использует словесные методы воздействия, проводит тестирование, помогает человеку разобраться со своими проблемами, установить причину их возникновения и найти выход.

Школьный психолог – это психолог, работающий в школе и его работа направлена на создание условий для гармоничного развития личности учащихся. Психолог помогает ребенку приобрести и усвоить социальный опыт через осознание своего поведения и построение собственной позиции – это помогает ребенку вырабатывать осознанное восприятие мира. Школьный психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Он является своеобразным связующим звеном между педагогами, родителями и детьми.

         

          Ошибочно считать, что к школьному психологу приходят слабые или глупые люди, которые не могут сами решить свои проблемы. На самом деле, к психологу обращаются те, кто чувствует потребность что-то изменить, в чем-то разобраться. Это человек, который может просто оказать эмоциональную поддержку в трудной жизненной ситуации, а может помочь найти выход из проблемы. Он обладает профессиональной информацией, однако за вас проблему не решит, решение и действия всегда останутся за вами.

          Не стоит бояться обращаться за помощью к школьному психологу, так как основное правило работы психолога – конфиденциальность. И если вы пришли за помощью, ваш разговор останется между вами. Никто без Вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к специалисту. Это относится и к результатам психологического тестирования, которое проводится в школе. О Ваших конкретных результатах знает только психолог, который может предоставлять сведения вашим родителям. Классному руководителю, администрации предоставляются материалы в обобщенном виде (например, 58% учащихся выполнили тест с высокими показателями; 30% - со средними и т. д.).

         

Когда можно обратиться за помощью к школьному психологу?

  • Трудности в учебе: определяем причины неуспеваемости (не очень хорошая память, рассеянное внимание, непонимание, как объясняет учитель, недостаток желания) и ищем пути устранения.
  • Взаимоотношения в классе, с друзьями: анализируем свое поведение и поведение одноклассников, отношение к сложившейся ситуации, ищем личные ресурсы для построения хороших взаимоотношений, изучаем приемы для изменения отношений в лучшую сторону.
  • Взаимоотношения с родителями: вместе эмоционально отреагируем отношения с родителями, попробуем научиться понимать их и построить новые отношения.
  • Снижение самооценки, настроения: ищем причины изменения состояния, определяем пути изменения отношения, занимаемся поиском ресурсов, которые могут помочь, получаем эмоциональную поддержку.
  • Выбор жизненного пути: анализируем затруднения, мотивацию, желания и способности, оцениваем ресурсы и подбираем подходящие варианты.
  • Самоуправление и саморазвитие: определяем потребности в развитии личностных качеств, навыков и умений (умения сопротивления стрессу, навыки лидерства, умения отстаивать свою позицию, способы развития творческого мышления и др.)

 

Обратиться к психологу может любой человек, попавший в затруднительную ситуацию или запутавшийся в своих проблемах.

Раздзелы сайта