основные навыки поведения на дороге
Ежегодно во всем мире около 1,2 миллиона человек погибают в результате ДТП и до 50 миллионов получают травмы или становятся инвалидами. Глобальные издержки, связанные с дорожно-транспортной аварийностью, оцениваются в 518 миллиардов долларов США. Расходы, связанные с ДТП, достигают 2 процента валового национального продукта развитых стран. В Республике Беларусь этот ущерб достигает, примерно, 200 миллионов долларов США.
Дорожно-транспортный травматизм является одним из главных факторов смертности среди детей и молодежи в возрасте до 25 лет. Более 40 процентов случаев гибели людей в результате ДТП приходится именно на эту категорию участников дорожного движения, причем 75 процентов погибших составляют мужчины.
Изучение основных навыков поведения на дороге. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и невредимыми.
Для того чтобы избежать попадания в неприятные ситуации на дороге, важно развить в себе внимательное отношение к тому, что происходит на проезжей части в тот момент, когда вы собираетесь перейти через нее. Научиться видеть и слышать дорогу, не отвлекаться во время движения, быть готовыми к тому, что ситуация на дороге меняется ежесекундно. Существуют три основных навыка поведения, которые помогут вам сориентироваться в дорожных ситуациях.
Навык сосредоточения внимания Навык наблюдения Навык самоконтроля
Девять из десяти пострадавших на улице детей и подростков вовремя не заметили приближающийся автомобиль и предполагали, что находятся в безопасности. Значит, на улице наблюдать, замечать автомобиль не так просто, как это кажемся на первый взгляд. На улице встречается несколько десятков обманчивых ситуаций. Кажется безопасно, можно переходить, а на самом деле опасно, нельзя! Правила движения важно знать и соблюдать, но этого мало - надо еще уметь наблюдать за происходящим вокруг и предвидеть опасность.ы должны и самостоятельно учится на улице сосредотачивать внимание, присматриваться и прислушиваться. Наблюдательность нужно развивать и тренировать.
- ступая на проезжую часть спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги. Прежде чем перейти дорогу - убедись в безопасности!- вы должны видеть предметы, окружающие вас, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.- это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического Переключения! в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.
УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Пешеход - это физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед или мотоцикла, везущее санки или коляску.
Пешеходы должны двигаться по тротуарам. Для безопасного перехода проездной части пешеходы пользуются пешеходными переходами. В основном пешеходные переходы обустраивают возле перекрестков. При интенсивном движении пешеходов переход может быть расположен вне перекрестка. Виды пешеходных переходов
При переходе нерегулируемого перекрестка последовательность обзора проезжих частей будет такой: посмотреть налево - прямо - направо.
Перекрестки, на которых светофоры отсутствуют либо неисправны (выключены все сигналы), либо светофор работает в режиме желтого мигания, также считаются нерегулируемыми. Переход дороги на регулируемом перекрестке
Очередность движения интенсивных транспортных и пешеходных потоков на улицах регулируется с помощью светофоров. Движение пешеходов регулируется двухсекционными пешеходными светофорами. Значение сигналов такое - красный запрещает движение, зеленый разрешает. Возле перекрестков для пешеходов обустраиваются пешеходные переходы. Переход проездной части в условиях ограниченной обзорности
Дорожно-транспортные происшествия при участии детей в условиях ограниченной обзорности случаются очень часто. Обзорность
! насаждениями и другими объектами, а также стоящими или двигающимися автомобилями. Переход проездной части в условиях недостаточной видимости
Термин «недостаточная видимость» - это отрезок времени, который охватывает период, когда пешеход не может четко различать дорогу и автомобили, которые находятся на расстоянии, достаточном для обеспечения безопасности движения. Имеется в виду темная пора суток и другие случаи, когда видимость недостаточна, например, в результате тумана, снегопада или сильного дождя и т.д.
В Правилах содержится адресованная пешеходам рекомендация относительно движения по дорогам в темное время суток: прикреплять к одежде светоотражающие элементы, которые при освещении пешеходов светом фар делает их хорошо заметным для водителей.
- это возможность пешехода наблюдать за дорожной обстановкой со всех сторон. Ограниченная обзорность - это видимость участка дороги, которая ограничена крутыми поворотами или холмами, придорожными сооружениями,
• Пешеходный переход.
• Подземный пешеходный переход.
• Наземный пешеходный переход.
НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ПРИЧИНЫ ДТП
Наиболее частой причиной гибели и ранения молодых участников дорожного движения ( пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов и пассажиров) является нарушение ими требований правил дорожного движения, к которым, в первую очередь, относятся: не обозначение пешеходами себя в темное время суток световозвращающими элементами,
превышение водителями установленной скорости движения, несоблюдение правил пользования ремнями безопасности либо мотошлемами ДТП совершаемые в темное время суток.
Число ДТП, совершенных в темное время суток, достигает 40 - 50% от всего общего количества, тогда как интенсивность движения в это же время снижается от 70 до 95% по сравнению со среднесуточным значением.
В темное время суток в 100 ДТП погибает в среднем 46 человек, а в светлое - 28
Грубое нарушение Правил дорожного движения пешеходами, невнимательность и спешка, незнание навыков безопасного поведения на дорогах стали причиной многих дорожно-транспортных происшествий.
Для того чтобы улучшить видимость человека на дороге в темное время суток пешеходу необходимо обозначить себя световозвращающими элементами. Обозначенный пешеход виден в ближнем свете фар на расстоянии 140“ 150 метров, в дальнем - 300-400м. И водитель может предотвратить наезд на него, т.е. снизить скорость движения, быть более внимательным и т.д.
Необходимость обязательного обозначения пешеходов световозвращающими элементами в темное время суток установлена требованием Правил дорожного движения (пункт 17.1), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 №551.
Что касается ответственности пешеходов согласно Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, то она такова: пешеход, который в темное время суток движется по проезжей части, не обозначил себя фликером, к нему применяются штрафные санкции в размере 0,5 базовых величин, а если нарушением им правил дорожного движения повлекло создание аварийной ситуации, то размер штрафа составляет от 0,6 до 3,0 базовых величин. На сумму от 1,0 до 3,0 базовых величин штрафуется пешеход, если он находится на дороге в состоянии алкогольного опьянения. В случае если нарушение правил дорожного движения повлекло причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, виновный подвергается штрафу от 4,0 до 20 базовых величин.
В темное время суток на одного погибшего приходится 5,5 раненых, а в светлое - 8,8.
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ
Дорожно-транспортное происшествие (или ДТП) - это происшествие, совершённое с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинён вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу или имуществу юридического лица.
Анализ структуры ДТП по видам и категориям показывает, что почти половину ДТП составляют наезды на пешеходов. На втором месте - столкновение между транспортными средствами. На долю таких происшествий приходится почти третья часть от их общего количества, причем около половины из них - лобовые. На опрокидывание, наезд на препятствие и наезд на велосипедиста приходится около 30% от общего количества ДТП.
Немаловажное значение имеет анализ распределения ДТП по часам суток, дням недели и месяцам года.
Многолетняя статистика показывает, что пик аварийности приходится на период суток от 17 до 19 часов. Самой высокой тяжестью последствий отмечаются происшествия в ночные часы в промежутке от 01.00 часа до 06.00 часов, несмотря на то, что интенсивность движения уменьшается в десятки раз. Более 25% ДТП в это время совершается водителями в нетрезвом состоянии.
Самыми аварийными днями недели являются пятница, суббота и воскресенье. В эти дни совершена почти половина ДТП от их общего количества.
Наибольшее количество ДТП происходит с августа по ноябрь. Эти же месяцы характеризуются высокой тяжестью последствий при ДТП.
Анализ ДТП по местам их совершения показывает, что значительная их часть (около 70%) совершена в населенных пунктах, причем, больше всего в ДТП гибнет людей в сельских населенных пунктах.
Подавляющее количество ДТП произошло на горизонтальных прямых участках дорог (около 90%). На перекрестках совершено 5-6 % ДТП, причем большинство Ца нерегулируемых пересечениях.
Регулирование движения пешеходов также сказывается на количестве ДТП. Если на нерегулируемых пешеходных переходах произошло 8-10% ДТП, то на регулируемых - почти в два раза меньше.
Можно выделить пять основных элементов улиц и дорог, на которых совершается наибольшее количество ДТП с пешеходами. В порядке убывания количества ДТП это:
— остановка общественного транспорта;
— нерегулируемый пешеходный переход;
— нерегулируемый перекресток;
— регулируемый пешеходный переход;
— регулируемый перекресток.
СТАНЬ ЗАМЕТНЕЙ В ТЕМНОТЕ
Сейчас на дорогах появилось огромное количество транспортных средств, оживилось движение пешеходов. К сожалению, не редко под колесами автомашин оказываются пешеходы. Большинство подобных аварий происходят в темное время суток. Зачастую главная причина - игнорирование элементарных мер безопасности, излишняя самоуверенность самих пеших участников движения. Отдельные пешеходы почему-то считают, что в любой ситуации водитель их видит и должен объехать. Однако в темное время суток водители с большим трудом замечают пешеходов или замечают их уже слишком поздно.
Хотелось бы отметить, что многих подобных происшествий можно было бы избежать, если бы все носили световозвращающие элементы, так называемые фликеры в темное время суток.
Световозвращающие элементы или фликеры
Аксессуары, которые пешеход может использовать для своей защиты на дорогах другими словами можно назвать «кошачьи глаза». Проще всего понять принцип действия «фликеров» именно на примере кошачьих глаз. В абсолютной темноте она не видна, но если посветить ей в мордочку фонариком или светом фар, то при благоприятных условиях кошку можно заметить на расстоянии до 80 метров. Все потому, что глаза домашнего любимца имеют отражающий слой, который отражает свет таким образом, что часть лучей возвращается по тому же пути, по которому они попали в глаза.
Светоотражатели можно прикреплять также на коляски, санки, велосипеды и скейтборды. Здесь действует то же правило, что и при «экипировке» световозвращающими элементами одежды: аксессуар должен быть виден со всех сторон. Если используете клеящиеся ленты, то обклеить необходимо все поверхности - бока и «спинку» санок, раму и багажник велосипеда. Ролики тоже надо снабдить «светляками». Кроме того, фликеры отлично светятся и вы будете модными и красивыми!
Светоотражатели стали непременным атрибутом пешехода, ношение светоотражателя у нас в Беларуси обязательно.
Еще пару лет назад слово "фликер" могло вызвать неподдельный интерес. Сегодня знают практически все: "Он же световозвращающий!". Но просто знать мало. За его отсутствие могут запросто оштрафовать.
- это уникальный способ обезопасить себя от неприятностей на темных улицах, и дорогах! Водитель замечает ребенка со световозвращателем на одежде или рюкзачке со значительно большего расстояния, чем пешехода без него. А значит, выше шансы, что трагедии не случится.