Художественный музей им. В.К.Бялиничского-Бирули всегда был одной из главных достопримечательностей Белыничей. Основная задача - увековечить память одного из самых известных местных уроженцев, народного художника БССР и РСФСР, академика живописи Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули, работы которого выставлены в знаменитой Третьяковской галерее. Он родился в фольварке Крынки Могилевской губернии, который теперь находится на территории Белыничского района, и стал первым белорусским пейзажистом, вышедшим на европейский уровень.
Поэтому оправданно, что один из четырех залов музея посвящен творчеству Витольда Бялыницкого-Бирули. Здесь разместилась постоянно действующая экспозиция из 26 картин мастера. Еще одна находится в фонде, в формирование которого внесли лепту жена художника Елена Аладова, Национальный художественный музей, Могилевский краеведческий музей, местные художники, а также частные лица, которые передавали работы белорусских художников, графиков и скульпторов. Всего в запасниках музея более 1 тыс. предметов, в том числе 872 - из основного фонда. Интересных экспонатов немало.
В центральном зале «Духовность» на стене разместилась фреска «Восхождение на Голгофу» высотой 4,5 метра. Долгое время она украшала монастырь кармелитов. Основанный в Белыничах в 1642 году, он был взорван в советские годы. Фреска чудом уцелела. Больше года ее восстанавливал, реанимировал художник-реставратор из Мстиславля Юрий Малиновский, ему помогал родной брат Николай, который известен памятником книгопечатнику Петру Мстиславцу. Этот раритет вместе со списком чудотворной иконы Белыничской Божией Матери (оригинал, по одной из версий, утрачен в 1941-м вместе с Крестом Евфросинии Полоцкой, другими реликвиями) стал одним из главных экспонатов исторического наследия города, объектом притяжения туристов.
В зале «Историко-культурного наследия края» разместилась экспозиция, посвященная прошлому Белыничского района. Поскольку краеведческого музея в райцентре нет, именно в художественном можно увидеть предметы старины, начиная от времен палеолита и заканчивая портретами современников, прославивших эту землю. Кстати, здесь есть иконы XVIII-XIX веков. Туристы могут оценить и древние Белыничи: на макете местечко представлено таким, каким оно было в 1810 году.
Зал временных экспозиций разделен на две части. В одной выставляются полотна художников-земляков из Белыничей и Могилева: Ларисы Журавович, Виктора Альшевского, Павла Димитриади, вторая предназначена для сменных выставок.
Картина «Зимний сон» была высоко оценена еще при жизни Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули. За эту работу художник на международной выставке в Барселоне получил бронзовую медаль.
Действительно, сколько же нужно художнику наблюдательности и мастерства, чтобы поймать неуловимое и сказать невыразимое! Тончайшие нюансы завораживающего сиреневого цвета воссоздают то удивительное состояние природы, которое длится не более мгновения: короткий зимний вечер плавно, но необратимо переходит в ночь. Прозрачная дымка окутывает холм, на котором ютится небольшая часовенка, которая и на самом деле как будто погружается в сон. Вот-вот на этот холм опустится тьма, едва освещаемая сиротливо застывшим на небе полумесяцем.
разгарнуць » / « згарнуць