Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Как помочь сыну или дочери выбрать профессию

При выборе места учебы и са­мой профессии молодое поколение прислушивается к старшему, и это нормально, но когда идет сплош­ное навязывание родительского мнения, это уже чревато пагубными последствиями. Нельзя заглушать самостоятельность своего ребен­ка, входящего во взрослую жизнь. Взрослые считают своих подросших детей еще маленькими и часто не согласны с профессиональным вы­бором ребенка, предлагают сделать другой. Дети же, в свою очередь, переоценивают свою взрослость. С этим обстоятельством нельзя не считаться. Ребятам необходимо вести переговоры и идти на разумные уступки или прояв­лять изобретательность в поисках дополнительных доводов в пользу намеченного выбора. Это первое важное решение в жизни ребенка, и задача родителей - помочь, под­сказать, но не навредить. Так что настаивайте, будущие абитуриенты, на своем именно сейчас! И не обви­няйте потом старшее поколение в испорченной судьбе.

Помните о том, что существует пять сфер деятельности: природа, (работа с живот­ными или растениями и микроорга­низмами); техника (работа с любыми машинами и механизмами, техничес­кими системами); человек (работа с людьми); знак (работа со знаковыми системами, то есть профессии, свя­занные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текс­тов); искусство (творческие профес­сии, связанные с музыкальной, изоб­разительной, актерско-сценической деятельностью). Действуйте методом исключения!

Не забывайте о единстве трех начал при выборе профессии. Ногда тема профессиональной направ­ленности обсуждается в семье довольно субъективно – упор делается, например, на будущую заработную плату или на умение, расположенность к тому или иному труду. Но следует всегда помнить о единстве трех условий, при отсутствии одного из которых выбор будет неверен. Во-первых, абитуриент должен интересо­ваться выбранным делом. Во-вторых, он должен быть способным, расположенным к данному занятию. И в-третьих, профессия должна быть востребована в жизни и воз­награждаться хорошей заработной платой.

Если ребенок воспитывается в се­мье, к примеру, врачей, то часто считается, что он продолжит династию. Но не всегда ребенок думает так же... Конечно, он с детства знает медицинс­кие термины, возможно, имеет какие-то приобретенные знания и в принци­пе смог бы состояться как врач, но!.. Не факт, что он мечтает быть врачом в дальнейшем и прожить такую же жизнь, как его родители...

Другая крайность - полагаться лишь на «хочу» молодого мечтателя. Здесь требуется помощь более зре­лого и рационального старшего по­коления, но и мечту не надо обрубать на корню. Если у юного дарования не прослеживается явного таланта -  не беда, его можно заменить мас­терством, которое как раз и достига­ется в процессе учебы, практики при стойкости характера, целеустрем­ленности и неотступности от своего намерения.

Частенько родители сами выби­рают профессию своим детям, не прислушиваясь к их  мнению. Хорошо, если ребенок внутренне не отторгает выбор родителей. А если он совершенно не склонен к подоб­ной работе? В результате ребенок, которого насильно затолкнули в профессию, может стать, например, вялым юристом, не способным чи­тать юридические документы и не умеющим решать профессиональ­ные задачи даже самого начально­го уровня. Избегайте ошибок, связанных с установкой  «Мы лучше знаем, что тебе надо».

Выбирая профессию, думать только о зарплате, - это рационально, но не разумно. Жизнь показывает, что про­фессию лучше выбирать не только головой. И это правильно: современ­ный человек ходит на работу не толь­ко за деньги, он хочет наслаждаться работой. «В чем нет услады - в том и толку нет» (В. Шекспир).

Помните, что ваш ребенок воспи­тывается уже не в той среде, в кото­рой воспитывались вы. Он - человек другой эпохи. Это жизненный факт. Чтобы легче пережить период выбо­ра профессии, надо начать наблю­дать за сыном или дочкой с самого рождения. Смотрите в оба. Если ваш ребенок что-то любит делать и постоянно это делает, думает об этом - значит, эти действия доставляют ему удовольствие. Эти действия мо­гут стать частью будущего любимого дела. Уважайте любое повторяющееся действие вашего ребенка. Именно языком этих действий говорит его Призвание. Ничего недоступного нет, если дело нравится. Молодому человеку при выборе профессии нельзя сра­зу же атаковать себя возражениями типа «трудно поступить», «далеко ез­дить», «не знаю такого-то предмета». Профессия - на долгие годы, может, на всю жизнь. Надо ли отступать от нее из-за трудностей?

Человек - это сплетение энергети­ческих рек. Если одна из этих рек пе­рекрыта, энергия не движется дальше. Что в таком состоянии чувствует чело­век? Он чувствует вялость. Ему лень. Но, дорогие родители, не существу­ет в психологии такого понятия, как лень. Лень - это отсутствие интереса к предмету (не лень,а неохота). Если что-либо делать лень – значит,  человек в этом не ви­дит смысла для самого себя. У него на интересный, казалось бы, предмет не поднимаются руки и закрываются глаза. Значит, ваш ребенок талантлив в другом.

А что, если ребенок проявляет ин­терес к профессии, которая кажется вам недостойной, неинтересной? В этом случае надо обязательно сове­товаться с профконсультантом. Чем он поможет вам в этом случае? Психологу-профконсультанту знаком рынок труда, он разбирается в про­фессиях и знает, какие требования предъявляет та или иная специаль­ность к человеку, опре­делит склонности вашего ребенка и расскажет вам об этом. Вместе с консультантом вы и ваш ребенок примете решение о дальнейших действиях: где лучше учиться, на чем следует сосредоточиться, какие шаги нужно сделать, чтобы полу­чить желаемое.

  • Имейте в виду, что занимать­ся нелюбимым делом - очень тяжело. Даже если этому делу отданы годы, деньги, надежды родителей.
  • Дайте возможность сыну или до­чери возражать вам по существу.
  • Не стоит смеяться над выбором вашего ребенка. Этот выбор дает силы для достижения цели, а зна­чит, принесет ему счастье, деньги и славу. Энергия достижения ис­сякает, если идея достижения принадлежит другому человеку.

По материалам сайта: http://kudapostupat.by

Педагог-психолог З.В.Сагина

Разделы сайта