При выборе места учебы и самой профессии молодое поколение прислушивается к старшему, и это нормально, но когда идет сплошное навязывание родительского мнения, это уже чревато пагубными последствиями. Нельзя заглушать самостоятельность своего ребенка, входящего во взрослую жизнь. Взрослые считают своих подросших детей еще маленькими и часто не согласны с профессиональным выбором ребенка, предлагают сделать другой. Дети же, в свою очередь, переоценивают свою взрослость. С этим обстоятельством нельзя не считаться. Ребятам необходимо вести переговоры и идти на разумные уступки или проявлять изобретательность в поисках дополнительных доводов в пользу намеченного выбора. Это первое важное решение в жизни ребенка, и задача родителей - помочь, подсказать, но не навредить. Так что настаивайте, будущие абитуриенты, на своем именно сейчас! И не обвиняйте потом старшее поколение в испорченной судьбе.
Помните о том, что существует пять сфер деятельности: природа, (работа с животными или растениями и микроорганизмами); техника (работа с любыми машинами и механизмами, техническими системами); человек (работа с людьми); знак (работа со знаковыми системами, то есть профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов); искусство (творческие профессии, связанные с музыкальной, изобразительной, актерско-сценической деятельностью). Действуйте методом исключения!
Не забывайте о единстве трех начал при выборе профессии. Ногда тема профессиональной направленности обсуждается в семье довольно субъективно – упор делается, например, на будущую заработную плату или на умение, расположенность к тому или иному труду. Но следует всегда помнить о единстве трех условий, при отсутствии одного из которых выбор будет неверен. Во-первых, абитуриент должен интересоваться выбранным делом. Во-вторых, он должен быть способным, расположенным к данному занятию. И в-третьих, профессия должна быть востребована в жизни и вознаграждаться хорошей заработной платой.
Если ребенок воспитывается в семье, к примеру, врачей, то часто считается, что он продолжит династию. Но не всегда ребенок думает так же... Конечно, он с детства знает медицинские термины, возможно, имеет какие-то приобретенные знания и в принципе смог бы состояться как врач, но!.. Не факт, что он мечтает быть врачом в дальнейшем и прожить такую же жизнь, как его родители...
Другая крайность - полагаться лишь на «хочу» молодого мечтателя. Здесь требуется помощь более зрелого и рационального старшего поколения, но и мечту не надо обрубать на корню. Если у юного дарования не прослеживается явного таланта - не беда, его можно заменить мастерством, которое как раз и достигается в процессе учебы, практики при стойкости характера, целеустремленности и неотступности от своего намерения.
Частенько родители сами выбирают профессию своим детям, не прислушиваясь к их мнению. Хорошо, если ребенок внутренне не отторгает выбор родителей. А если он совершенно не склонен к подобной работе? В результате ребенок, которого насильно затолкнули в профессию, может стать, например, вялым юристом, не способным читать юридические документы и не умеющим решать профессиональные задачи даже самого начального уровня. Избегайте ошибок, связанных с установкой «Мы лучше знаем, что тебе надо».
Выбирая профессию, думать только о зарплате, - это рационально, но не разумно. Жизнь показывает, что профессию лучше выбирать не только головой. И это правильно: современный человек ходит на работу не только за деньги, он хочет наслаждаться работой. «В чем нет услады - в том и толку нет» (В. Шекспир).
Помните, что ваш ребенок воспитывается уже не в той среде, в которой воспитывались вы. Он - человек другой эпохи. Это жизненный факт. Чтобы легче пережить период выбора профессии, надо начать наблюдать за сыном или дочкой с самого рождения. Смотрите в оба. Если ваш ребенок что-то любит делать и постоянно это делает, думает об этом - значит, эти действия доставляют ему удовольствие. Эти действия могут стать частью будущего любимого дела. Уважайте любое повторяющееся действие вашего ребенка. Именно языком этих действий говорит его Призвание. Ничего недоступного нет, если дело нравится. Молодому человеку при выборе профессии нельзя сразу же атаковать себя возражениями типа «трудно поступить», «далеко ездить», «не знаю такого-то предмета». Профессия - на долгие годы, может, на всю жизнь. Надо ли отступать от нее из-за трудностей?
Человек - это сплетение энергетических рек. Если одна из этих рек перекрыта, энергия не движется дальше. Что в таком состоянии чувствует человек? Он чувствует вялость. Ему лень. Но, дорогие родители, не существует в психологии такого понятия, как лень. Лень - это отсутствие интереса к предмету (не лень,а неохота). Если что-либо делать лень – значит, человек в этом не видит смысла для самого себя. У него на интересный, казалось бы, предмет не поднимаются руки и закрываются глаза. Значит, ваш ребенок талантлив в другом.
А что, если ребенок проявляет интерес к профессии, которая кажется вам недостойной, неинтересной? В этом случае надо обязательно советоваться с профконсультантом. Чем он поможет вам в этом случае? Психологу-профконсультанту знаком рынок труда, он разбирается в профессиях и знает, какие требования предъявляет та или иная специальность к человеку, определит склонности вашего ребенка и расскажет вам об этом. Вместе с консультантом вы и ваш ребенок примете решение о дальнейших действиях: где лучше учиться, на чем следует сосредоточиться, какие шаги нужно сделать, чтобы получить желаемое.
- Имейте в виду, что заниматься нелюбимым делом - очень тяжело. Даже если этому делу отданы годы, деньги, надежды родителей.
- Дайте возможность сыну или дочери возражать вам по существу.
- Не стоит смеяться над выбором вашего ребенка. Этот выбор дает силы для достижения цели, а значит, принесет ему счастье, деньги и славу. Энергия достижения иссякает, если идея достижения принадлежит другому человеку.
По материалам сайта: http://kudapostupat.by
Педагог-психолог З.В.Сагина