Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Как помочь ребенку в кризисе

Как помочь ребенку, находящемуся в кризисе

 

Кризис — это тяжёлый, болезненный период в жизни человека, причиной которого, может быть:

-       травмирующая ситуация,

-       неприятная ситуация,

-       неожиданно шокирующая ситуация,

произошедшая независимо от воли человека.

Кризисное состояние—это внутренний процесс, который происходит в организме человека и часто сопровождается душевной болью. Кризисное состояние человека, может быть связано с потерей, неприятным открытием, событием, унижением, обидой.

Кризисные ситуации — это неблагоприятные внешние воздействия, или периоды, которые оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребёнка, на формирование способов реагирования на воздействия внешней среды.


Обычно человек может самостоятельно преодолеть кризисное состояние. 

В начале кризиса усиливаются напряжение и тревога, затем активизируются стратегии решения проблем.

Для разрешения кризиса и облегчения состояния используются все психологические и физические ресурсы.

В этот период человек восприимчив к самой минимальной помощи и может извлечь значительную пользу из простой поддержки и выслушивания. Поэтому кризисное состояние не входит в категорию болезненных нарушений, это – нормальная реакция человека на аномальные события. 

Признаки приближающегося кризиса

  • Наличие проблемы, которая создает дискомфорт, распространяющийся на многие сферы жизни (например, напряженные отношения в семье продолжают крутиться в голове и в школе, на отдыхе, при встрече с друзьями).
  • Психическое состояние начинает влиять на физиологию, теряется аппетит, сон, то, что раньше доставляло радость, совершенно перестает приносить удовольствие. 
    Далее изменяются в худшую сторону отношения с окружающими и близкими людьми.
  • Начинает раздражать то, на что раньше совершенно не обращали внимание.
  • Возникает ощущение, что нас не понимают и назло нам что-то делают.
  • Возникает стойкое ощущение, что какая-то наша особенность, стиль общения, реакция на замечания, восприятие критики мешают продвижению вперед в самом общем смысле, мешает росту. 

Эмоциональное переживание в кризисе

Тревога – главное чувство, которое сопровождает кризис.

Любая значимая угроза вызывает тревогу, которая помогает мобилизовать силы в этой ситуации. Однако сильная тревога создает замешательство, искаженные, негативные суждения, сомнительные решения, дезорганизует деятельность, приводит к неверному восприятию событий, оборонительному поведению. 
Беспомощность – почва уходит из-под ног, а происходящие внешние события и множество незнакомых эмоций вызывают это чувство. 
Импульсивные действия – иногда люди в состоянии кризиса продолжают пытаться решать ответственные и сложные задачи, а затем испытывают чувство подавленности из-за провала, рассматривая его как признак личной слабости. 
Стыд – человек чувствует себя некомпетентным, неспособным справиться с ситуацией, зависимым от других.
Печаль – обычно отмечается как результат переживания утраты.
Чувство гнева – направлено либо на себя, либо на другого человека, либо на ситуацию; гнев включается в любой кризис, вызванный потерей, унижением или оскорблением; может быть спрятан за другими сильными эмоциями (страх, стыд или вина). 

Подростковый кризис и его особенности

Одним из самых сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст, когда происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. 
Развитие в этот период идет быстро, для подростка характерна личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. 

Для подросткового возраста характерны следующие стремления:  

  • достичь желаемого статуса в подростковой среде; свободно чувствовать себя в ней, не теряя при этом собственного «Я»; 
  • легко знакомиться и входить в контакт с любым понравившимся человеком;
  • соотнести наиболее ценимые сверстниками качества и черты характера с собственными; 
  • вести себя так, чтобы все заметили, что он уже взрослый; 
  • хорошо владеть собой и собственными эмоциями; 
  • расширить границы собственного сознания, пережить новые неожиданные и непривычные ощущения, испытать то, «что немногим доступно»; 
  • научиться и без ущерба для собственной «Я»-концепции достойно выходить из любой сложной ситуации; 
  • легко и с блеском преодолевать любые конфликты и проблемы, как бы перепрыгивая через них; 
  • простроить свой жизненный путь, распланировав дальнейшее обучение и карьеру, причем работа должна быть непременно престижной и высокооплачиваемой. 

 

При оказании помощи подросткам в кризисном состоянии рекомендуется использовать следующие способы и приемы
1. Информирование:  расширение информированности ребенка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, к научным данным, к опыту других людей. 
2. Метафора:  использование аналогий – образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, поговорок – для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса); оказывает косвенное влияние на установки, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. 
3.  Установление логических взаимосвязей: полезно вместе с ребенком устанавливать последовательность событий, выявлять влияние внутренних (субъективных) факторов на происходящее и их взаимосвязь.

4. Самораскрытие: важно косвенно побуждать подростка «стать самим собой», так, можно делиться собственным личным опытом, выражать терпимое отношение к различным высказываниям, чувствам ребенка. 
5. Конкретное пожелание:  может содержать рекомендацию попробовать какой-либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. 6. Эмоциональное заражение: при установлении доверительных отношений можно стать образцом для эмоциональной идентификации; за счет этого можно поменять (откорректировать) эмоциональное состояние ребенка, заражая его собственным эмоциональным настроем. 
7. Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций: применение данного способа актуально при острых эмоциональных состояниях; отреагирование может выражаться в форме смеха, слез, выговаривания, активного действия (походить, постучать, побить подушку, потопать ногами, нарисовать, почертить, написать); отреагирование позволяет снять (разрядить) напряжение, вызванное негативной эмоцией. 8. Релаксации: хорошо научить ребенка различным способам расслабления, достижения внутреннего покоя и комфорта.

9. Повышение энергии и силы:  этот способ нужно применять, когда ребенок чувствует себя обессиленным, «выжатым», демонстрирует отсутствие сил; конкретные двигательные упражнения, перевоплощение, мысленное «подключение» к различным источникам энергии – эти приемы позволяют повысить активность и работоспособность. 
10. Переоценка: переоценка негативных чувств и мыслей позволяет выработать новый взгляд на ситуацию – «сменить рамку»; включает выявление негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного, концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива. 
11. Ролевое проигрывание: данный способ предполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций для тренировки (отработки) новых способов поведения. 
12. Анализ ситуаций:  можно проводить совместный анализ как реальных жизненных ситуаций ребенка, так и ситуаций из жизни других людей, включая примеры из литературных произведений.

  1.  Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий: этот способ предполагает работу по повышению значимости происходящих событий, наполнению смыслом выполняемых действий (вспомните, как Том Сойер смог превратить в удовольствие скучную покраску забора). 

 

Разделы сайта