ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать, быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться
Л. А. Венгер
Поступление в первый класс школы – ответственный и важный период в жизни ребенка. В этот период ваш сын или дочь осваивают новую роль ученика, новый вид деятельности – учебу, адаптируются к новому окружению. Быстро и безболезненно адаптироваться к школе помогут вам некоторые рекомендации.
Как понять, готов ли ребенок к школе?
Прежде всего нужно просто поговорить с ним: спросить, как он относится к тому, что скоро станет первоклассником, как представляет себе школьный день, зачем, по его мнению, надо ходить в школу.
Обратите внимание на критерии, характеризующие готовность ребенка к обучению в школе.
- Ребенок проявляет желание учиться и с удовольствием говорит о школе.
- Ребенок с легкостью вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, не боится их, охотно помогает окружающим, умеет сопереживать, неконфликтен.
- Ребенок высказывает свое мнение, пытается его отстаивать, но в то же время умеет делиться с другими детьми игрушками и учебными материалами.
- Ребенок уважает взрослых, откликается на их просьбы, умеет следовать общим правилам поведения, терпеливо ожидать своей очереди, если этого требуют условия.
- Ребенок может ясно выражать свои мысли, говорит связно, дает развернутые ответы, может подробно описать предмет или событие.
- Ребенок выполняет поручения без напоминаний, не отвлекается на посторонние шумы во время занятий, умеет сосредоточиться.
- Ребенок понимает смысл задания и может выполнить его в оговоренные сроки.
- У ребенка хорошо развита мелкая моторика (может лепить, чертить, аккуратно вырезать из бумаги).
- Ребенок инициативен, охотно вступает в контакт, задает вопросы, рассказывает о своих планах.
Если вашему ребенку присуще менее пяти из перечисленных характеристик, это свидетельствует о недостаточной подготовленности к обучению в школе.
Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться, на уроке часто отвлекается, не способен включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, у него возникают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.
Помните, что для шестилетнего ребенка гораздо важнее научиться учиться. В этот период на первый план выходят ролевые игры, когда дети играют в школу, таким образом они узнают, что такое дисциплина, постигают основы взрослой жизни. Раннее обучение даст хорошие результаты только в том случае, если ребенок наигрался во все игры, в которые следует играть в 3–5 лет.
Наши дети – воплощение всего лучшего, что у нас есть! Мы, взрослые, понимаем, что учиться – значит в будущем быть счастливее, свободнее, успешнее. Помогите ребенку убедиться в ценности обучения – и тогда он сможет успешно адаптироваться к обучению в школе.
Удачи вам и вашим детям!
Информацию подготовила педагог-психолог Сагина З. В.