Объектом итоговой аттестации учащихся по учебному предмету «Иностранный язык» является коммуникативная компетенция – владение совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, компенсаторных и учебно-познавательных умений, позволяющих осуществлять межкультурную коммуникацию.
Экзамен проводится в устной форме и состоит из этапов:
Первый этап: собеседование по прочитанному тексту.
На данном этапе экзамена проверяются умения чтения, понимания прочитанного, комментария и высказывания суждения по полученной информации, а также умения понимания речи на слух в беседе с членами экзаменационной комиссии.
Содержание заданий:
- Краткое определение основного содержания текста.
Например: О чем говорится в тексте? Какова основная идея текста?
- Извлечение из текста запрашиваемой информации.
Например: Найди в тексте ответ на вопрос «…..» и прочти его.
- Извлечение из текста отдельных фактов и значимых деталей. Например: Что…? Где…? Когда…? Как…? Куда…?
- Извлечение из текста фактов, описание которых требует от учащегося развернутого аргументированного высказывания. Например: Зачем? Почему? Отчего? Как ты думаешь….
Второй этап: собеседование по прослушанному тексту.
На данном этапе экзамена проверяются умения восприятия и понимания устной речи в звукозаписи, извлечения из прослушанного текста запрашиваемой информации и её комментария.
Содержание собеседования направлено на определение степени понимания прослушанного текста: адекватное понимание текста в целом, определение его главной идеи и вычленение деталей.
Например: Кто…? Что…? Где…? Когда…? Как…? Куда…? Почему…? В связи с чем…?
На аудирование отводится около 1,5-2 минут. Текст прослушивают дважды.
Третий этап: беседа по ситуации общения, предлагаемой членами экзаменационной комиссии.
Задача данного этапа экзамена заключается в проверке умений монологической и диалогической речи.
Содержание выполняемых учащимся заданий направлено на стимулирование его к спонтанной речи. Оно включает в себя вопросы, реакция на которые требует от учащегося использования отдельных реплик и развернутых высказываний относительно услышанного.
Каждый этап экзамена оценивается отдельно с учетом уровня сформированности коммуникативной компетенции учащегося.
Итоговая экзаменационная отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных на каждом этапе экзамена.