УСПЕШНАЯ ПОДГОТОВКА
К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ И ЭКЗАМЕНАМ
Контрольная работа, экзамен – серьезное и ответственное дело. Что нужно для успешной подготовки к экзаменам, контрольным работам? Прежде всего, настроиться на то, что всё получится. Затем – осознать, в чем же состоят трудности.
Предлагаем вашему вниманию наиболее типичные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и рекомендации, как с ними можно справиться.
- Возникает ощущение, что не запоминаются правильные ответы --- Проверьте себя, опираясь на схему, запишите свой ответ на диктофон, попробуйте составить план ответа.
- Не дает покоя мысль, можно ли сдать экзамен, потому подготовка постоянно откладывается --- Каждый вечер после окончания работы над повторением записывайте, чем вы займетесь на следующий день.
- Когда начинается контрольная работа, в голове вдруг становится пусто --- Найдите самое легкое задание и запишите основные моменты ответа на него, прочитайте все задания и определите порядок, в котором можно их выполнять.
- Стремление выучить все наизусть, возникновение ощущения, что это невозможно --- Скажите себе, что нужно запомнить наизусть только самые важные мысли, поэтому на них необходимо сконцентрировать свое внимание.
- Возникновение ощущения, что можно ответить на заданные вопросы, но не получается изложить свои мысли в письменном виде --- Составляйте планы-схемы ответов, прежде чем приступить к изложению ответа, всегда выделяйте 3-4 ключевых момента.
- Упорная и долгая работа над повторением материала перед контрольной работой (экзаменом) вызывает ощущение потери интереса к результатам --- Обсудите свои ощущения с учителем или родителями, составьте расписание занятий и отведите в нем достаточно времени на отдых и сон.
- Когда не нравится сам предмет, возникает ощущение, что хороших результатов быть не может --- Составьте график работы на все экзаменационные предметы, уделив в нем достаточно места и этому «нелюбимому» предмету, попробуйте найти причины своей неприязни к этому предмету и постарайтесь изменить отношение к нему.
УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ
СО СТРЕССОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ
Для овладения своим эмоциональным состоянием
– Постарайтесь очень четко, во всех подробностях представить себе, что вы чувствуете, переживаете, когда совершенно спокойны, и что – когда сильно напряжены. Еще лучше описать (нарисовать) эти состояния. Затем в течение нескольких дней можно читать отрывки из книг, стихи и другие тексты, воображая себя то в том, то в другом состоянии. Тратить на это упражнение лучше 10 минут в день. Возвращаться к этому упражнению особенно сложными моментами, когда особенно трудно и вместе с тем совершенно необходимо овладеть своим состоянием (полезно использовать некоторые приемы аутогенной тренировки).
– Чтобы вызвать у себя спокойствие, расслабленное состояние, можно использовать и такой прием: припомните место, где вы были, или какое-то событие в своей жизни, когда испытывали полный покой, приятную лень, негу, и постарайтесь как можно ярче, вспоминая все ощущения, представить это место и это событие.
Для контроля за выражением лица и голоса
– Когда вы волнуетесь (дома перед зачетом или экзаменом), посмотрите на себя очень внимательно в зеркало. Только не торопитесь и не гримасничайте. Просто рассматривайте себя и все. А затем постарайтесь придать лицу такое выражение, как будто вы хотите убедить окружающих, что вы уверены в себе. И запомните это ощущение.
– Подобное упражнение следует проводить и для голоса. При этом свой «уверенный голос» хорошо записать на диктофон, а потом, вызывая состояние уверенности, как бы «подстраиваться» под эту запись.
Некоторые упражнения для успешной подготовки ответа
– Формулируйте для себя цель ответа. Но целью должна быть не отметка, которую вы хотите или боитесь получить, а то, о чем вы должны рассказать.
– Улыбайтесь! Даже если это трудно. Улыбка – прекрасный способ снять нервное напряжение. Да и другим людям будет приятней смотреть на вас и общаться с вами.
– Самое главное – не бойтесь ошибиться! Ошибки бывают у всех. Научитесь использовать ошибки для того, чтобы лучше разобраться в материале, в решении задач и, главное, в себе (Почему ошибся? Чего не знал?).
УДАЧИ!
Педагог-психолог З.В.Сагина